Количество издательств, выпускающих школьные учебники, стремительно сокращается. Если к началу 2006 года их было около ста, то сейчас, по данным Минобрнауки, осталась только треть. О том, почему это случилось, а также о многом другом накануне 1 сентября рассказало руководство крупнейшего издателя школьных учебников России, госиздательства «Просвещение».
Сокращение численности игроков на рынке издания школьных учебников совпало со значительным наращиванием мощностей «Просвещения». В 2006 году тиражи издательства выросли на 3 млн экземпляров, а в 2007 году — еще на 5,5 млн экземпляров. Таким образом, за два последних года прирост тиражей составил 8,5 млн экземпляров или более 24%. Всего же «Просвещение» выпускает сейчас более 40% всех наименований и более половины всех тиражей учебников в стране (44,5 млн экземпляров), рассказала «Газете.Ru» главный редактор издательства Маргарита Леонтьева.
Любопытно, что всплеск производственной активности издательства произошел на фоне демографического провала, сильно сократившего численность школьников.
Если в 2005 году в российских школах насчитывалось более 16 млн потребителей продукции издательств учебников, то в 2006 году их стало чуть менее 14,8 млн, а в 2007 году — 14,5 млн. Таким образом, «никаких существенных экономических изменений на рынке учебной литературы, которые могли бы стимулировать такой значительный рост, не происходит», констатируют в «Просвещении».
Причины «экономического чуда», по мнению специалистов издательства, лежат в другой плоскости. И главной из них, рассказал «Газете.Ru» гендиректор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, стало сокращение количества нелегальных и полулегальных издательств, штампующих контрафактную школьную литературу.
За последнее десятилетие теневые фирмы вбросили на рынок школьной литературы миллионы фальшивок (по подсчетам издательства, к 2005 году их количество превысило 20% от общего объема выпускаемых учебников).
Колоссальный ущерб был нанесен не только экономике страны и бюджету издательства, но и здоровью детей, подчеркивают в «Просвещении». По словам специалистов, контрафактные учебники напоминают настоящие только внешне — однако, в отличие от них, сделаны с серьезными нарушениями санитарно-гигиенических норм. В частности, они тяжелее настоящих, поскольку сделаны из более дешевой бумаги и толстого картона; напечатаны с использованием вредных веществ (например, превышающих допустимое содержание формальдегида); используются шрифты, вредные для зрения детей. Кроме того, значительная часть контрафактных тиражей напечатана с полиграфическим браком и мало пригодна для обучения, подчеркивают в «Просвещении».
В 2005 году «Просвещение» объявило изготовителям контрафакта войну. Издателей поддержал департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России. За два года в результате совместных операций были выявлены и ликвидированы около 10 незаконных производств учебников, и в том числе несколько «левых» производств в Петербурге и в Ленинградской области, в Кольчугинском районе Владимирской области, в Ставропольском крае, в Воронежской области. Правда, полностью извести контрафактное производство учебников не удалось — да и вряд ли когда-нибудь удастся, признают милиционеры и издатели. Но их численность сократилась не менее чем вдвое, рассказал «Газете.Ru» сотрудник ДЭБ Евгений Саргин, курирующий полиграфическую отрасль.
Впрочем, с рынка издания школьной литературы ушли не только криминальные издательства. Вместе с ними исчезли и многие законопослушные.
Их исход, рассказал директор департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Исаак Калина, предопределило введение более жесткой экспертизы школьных учебников академиками Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО). А после принятия в 2007 году закона, передающего право издания учебников узкому кругу издательств, уполномоченных Минобрнауки, их число сократится еще больше, не скрывают в министерстве. Останутся только самые проверенные — уполномоченные издательства.
Разработка критериев отбора «уполномоченных» идет в Минобрнауки полным ходом. Пока, рассказала «Газете.Ru» Маргарита Леонтьева, к таковым отнесены наличие в издательстве квалифицированного редакторского состава и методической службы, занимающейся апробацией учебников. «Просвещение» этим требованиям соответствует. Но сколько еще сегодняшних издательств могут похвастаться тем же, главный редактор «Просвещения» ответить затруднилась. Впрочем, дала понять она, в их число наверняка войдет вся пятерка нынешних лидеров печатания школьных учебников (помимо издательства «Просвещение» в нее также входят «Дрофа», «Вентина-граф», «Мнемозина» и «Русское слово»).
Смогут ли они при желании избавиться от более слабых конкурентов и поделить между собой весь рынок издания учебников, госпожа Леонтьева не сказала, подчеркнув лишь, что не одобряет идеи монополизации отрасли, пусть и собственным издательством, выпускавшим когда-то 100% советских учебников. «Я не сторонник монополии, поскольку она всегда приводит к стагнации. Для развития нужна конкуренция. Это — всеобщий закон природы», — заявила она «Газете.Ru».
По мнению замгендиректора «Просвещения» Никиты Гололобова, для работы на рынке издания школьной литературы достаточно десяти крупных издательств.
И это им вполне по силам. Тем более что число учебников по каждому предмету стоило бы сократить с нынешних десяти до трех, отметил он.