В понедельник жители поселка Бутово направили Юрию Лужкову обращение, в котором потребовали от столичных властей прекратить строительство на территории поселка до переселения жителей из индивидуальных домов. Под обращением к мэру подписались 70 жителей поселка. По их мнению, прежде, чем строить, застройщик должен предоставить квартиры тем, кто готов переехать в многоквартирные дома, а те, кто на это не согласен, должны получить участки и построенные «под ключ» дома в другой части Бутова. Кроме того, бутовцы требуют «прекратить телефонный терроризм чиновников, занимающихся вопросами переселения жителей», и назначить полномочного представителя, способного без силовых методов решить вопрос расселения.
За приостановку строительства под своими окнами теперь выступает все больше москвичей.
Такую «дворовую активность» инициировал запрет Юрия Лужкова на точечную застройку в столице. В этом году эта проблема не раз обсуждалась на высоком уровне. В апреле о необходимости прекратить подобную практику и заняться массовым строительством микрорайонов высказался президент Владимир Путин. Вслед за ним учесть жалобы местных жителей и полностью прекратить точечную застройку пообещал и Лужков.
О введении моратория на новое строительство столичный градоначальник заявил 27 июня на заседании Мосгордумы, утверждавшей его переназначение. «Больше точечного строительства в городе не будет», — заявил тогда Лужков. Хотя на счет уже начатого или запланированного строительства в городских дворах мэр выразился уклончиво: «Мы проанализируем уже существующие решения на размещение объектов и будем принимать затем решения и по ним. Мораторий на новое строительство уже введен, мораторий по решениям — после анализа».
Перспектива экспертизы, которая покажет целесообразность продолжения (или начала) строительства, придала уверенности москвичам. Один из главных героев дворовых бунтов депутат Мосгордумы Сергей Митрохин предложил даже остановить все стройки до определения критерия того, что такое «точечная застройка» (правда, ни в префектурах, ни в стройкомплексе с этим не согласились). Москвичи активно начали собирать документы, приглашать экспертов и митинговать.
В итоге там, где удалось сильнее раздуть скандал, власти пошли на попятную.
Так, было отменено решение о застройке парка «Садовники» (в районе станции метро «Коломенская»), приостановлена стройка на Дмитровском проезде (уже вывезены забор и бетонные блоки), на улице Академика Павлова. Каждый из этих вопросов рассматривался лично Лужковым или главой стройкомплекса Ресиным. До 1 августа все эти решения принимались исходя из интерпретации устных высказываний Лужкова. 1 августа он письменно распорядился не выдавать разрешение на строительство новых объектов «точечной застройки». Об этом в тот же день сообщил Владимир Ресин. По его словам, теперь все проекты распорядительных документов, касающиеся реализации инвестиционных проектов строительства, предоставляются на выпуск с обязательным наличием официальной справки на имя мэра Москвы о том, что данный объект не является объектом точечной застройки.
Что касается множества объектов, где разрешение на ведение строительства было выдано до лужковского указа, то ясность по ним внес тот же Ресин. На вопрос журналистов, будут ли пересмотрены уже заключенные инвестконтракты, Ресин ответил, что по тем из них, где строительство уже начато, оно будет закончено. «Закон обратной силы не имеет. Там где стройка еще не началась, будет проведена экспертиза о целесообразности строительства, результаты которой будут приложены к проекту соответствующего распорядительного документа. Но таких контрактов, сразу скажу, не много», — отметил он.
Справки о том, что новый строительный объект не относится к уплотнительной застройке, будет выдавать комиссия при Москомархитектуре, под руководством главы ведомства Александра Кузьмина. Однако на сегодняшний день получить такую справку, а значит, согласовать любой проект, теоретически невозможно. Как сообщили в пресс-службе столичного стройкомплекса, критериев того, что же является точечной застройкой, пока нет. «В настоящий момент регламенты разрабатываются, — сообщил «Газете.Ru» представитель пресс-службы Алексей Алехин. — Но новая процедура коснется только новых объектов».
В очередной раз москвичи сделали вывод, что добиться положительного для себя исхода экспертизы (а значит, запрета строительства) можно только шумными акциями и общественным резонансом.
К тому же, кроме термина «точечная», остаются нераскрытыми понятия «незаконная», «экологически» и «техногенно опасная» застройка. Так, жители Богородского протестуют против строительства на бульваре Рокоссовского, мотивируя это опасностью радиационного заражения: в недрах участка, отданного под строительство и известного как «Зеленая горка», захоронены промышленные отходы, представляющие собой источники радиационного и химического заражения.
А за жителей дома по 1-му Труженикову переулку, где живут четверо действующих судей Конституционного суда, а также судьи, вышедшие в отставку, заступился даже председатель КС Валерий Зорькин. Как стало известно из прессы, Зорькин, ссылаясь на данные независимой экспертизы, привлекает внимание мэра к многочисленным нарушениям: подтасовке данных в разрешительной документации, нарушению генплана развития столицы и самоуправству сотрудников органов власти Москвы. Письмо мэру Москвы (оно находится в распоряжении «Коммерсанта») Зорькин снабдил «шапкой» об «экстремальной ситуации техногенного и экологического характера с угрозой для жизни и здоровья».
Так что не исключено, что список запрещенных личным распоряжением Юрия Лужкова строек еще пополнится.
Однако главной проблемы это не решает.
Работы по разрешенным, но не завершенным и даже не начатым объектам хватит еще на несколько лет. Кроме того, согласно одобренной недавно стратегии развития жилищной политики до 2025 года, сокращение объемов точечного жилищного строительства планируется только в ближайшие пять-восемь лет. Дальше все может начаться сначала.