Исследование математической модели картин Винсента Ван Гога показало, что на некоторых его картинах изображены невидимые глазу реальные турбулентные (вихревые) потоки, возникающие при быстром течении жидкости или газа, например при истечении газа из сопла реактивного двигателя.
Физик Хосе Луис Арагон (Jose Lois Aragon) из Мексиканского национального автономного университета (National Autonomous University of Mexico) в Керетаро и его соавторы обнаружили на полотнах Ван Гога распределение яркости, соответствующее математическому описанию турбулентного потока. Они оцифровали произведения Ван Гога и рассчитали вероятность того, что два пикселя, находящиеся на определенном расстоянии будут обладать одинаковой яркостью. По их мнению, глаз наиболее чувствителен именно к показателям яркости и в ней заложена главная информация картины. Некоторые из работ Ван Гога оказались явно подчинены математическим закономерностям, выявленным математиком Колмогоровым при описании турбулентности, если вместо скоростей точек в потоке рассматривать распределение яркостей.
Например, характерные «статистические отпечатки» турбулентности содержит «Звездная ночь», написанная в 1889 году. Как отмечают ученые, «турбулентные» произведения создавались художником в те моменты, когда его психика была нестабильна. Ван Гог, как известно, страдал галлюцинациями и депрессиями. Хосе Луис Арагон сказал: «Мы думаем, что Ван Гог обладал уникальной способностью видеть и запечатлевать турбулентность, и это случалось с ним именно в периоды психического расстройства».
У художника есть и картины, где «следы турбулентности» незаметны, например «Автопортрет с трубкой и перевязанным ухом» (1888), который Ван Гог писал, причинив себе увечье и находясь под воздействием седативных препаратов (брома) в состоянии, по его же словам, «полного покоя».
Хосе Луис Арагон отмечает, что Ван Гог - единственный художник, который умел рисовать турбулентность: «Мы изучили другие «хаотические» картины нескольких художников и не обнаружили в них соответствия теории Колмогорова. Например, на картине Эдварда Мунка «Крик», которая выглядит очень похожей на вихри Ван Гога, распределение яркости не соответствует теории турбулентности». В то же время стиль некоторых других художников может быть описан в терминах математического формализма. Например, в «капающей» манере письма Джексона Поллока отчетливо видны фрактальные структуры.