Экологические катастрофы и погодные аномалии, сопутствующие феномену Эль-Ниньо, становятся все более частыми, а природе все труднее им противостоять. Тревожными прогнозами относительно сложившейся ситуации в журнале «Вестник экологии» делятся доктор Дэниел Клири и его голландские, французские, британские и канадские коллеги.
Феномен теплого течения Эль-Ниньо («малыш», как его назвали перуанские рыбаки) заключается в резком повышении температуры (на 5-9ºС) поверхностного слоя воды на востоке Тихого океана на площади порядка 107 квадратных километров. В обычных погодных условиях теплые воды транспортируются и удерживаются пассатами. Но раз в в 3-7 лет пассаты по неизвестным причинам ослабевают, и массы воды устремляются из западной части Тихого океана в восточную — наступает фаза Эль-Ниньо.
Сами процессы фазы Эль-Ниньо региональны, но последствия их носят глобальный характер. Эль-Ниньо обычно сопутствуют засухи, пожары, ливневые дожди, вызывающие затопление огромных территорий. По оценке страховой компании Munich Re, в первой половине 1998 г., например, ущерб от природных катаклизмов Эль-Ниньо составил $24 млрд.
В последние годы частота катаклизмов заметно участились, что, предположительно, вызвано глобальным потеплением. Так, пожар в тропических лесах Борнео в 1997-1998 выжег территорию, по площади равную Швейцарии. Как следствие, произошло не только массированное загрязнение воздуха по всей Юго-Восточной Азии, но и, например, в затронутой пожаром области оказались истреблены более 100 видов бабочек.
На основе имеющихся данных ученые построили неутешительную модель будущего для тропического леса, пострадавшего от Эль-Ниньо. Те немногие разновидности, которые уцелели, генетически обеднели, что ставит под угрозу как жизнеспособность колоний в долгосрочной перспективе, так и биоразнообразие в регионе в целом. Надежду вселяет лишь тот факт, что, как показали наблюдения, метагеном имеет тенденцию к возрождению. Однако численность видов восстанавливается все же крайне медленно.