Ученые института психологии и образования Казанского федерального университета (КФУ) разработали новый метод психодиагностики особенностей детей с аутизмом. С его помощью можно оценить уровень прогнозирования последствий своих действий у каждого ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС). Об этом «Газете.Ru» рассказали в КФУ.
Чаще всего у детей с РАС возникают сложности с социальной адаптацией, в частности с прогнозированием последствий своих действий при социальном взаимодействии.
«Прогнозирование – один из инструментов социализации. У детей с РАС с ним часто возникают проблемы. Им сложно предположить последствия своих высказываний, поступков. Например, ребенок думает: «я отниму у ребенка игрушку, потому что он забрал у меня карандаш, а дальше продолжу с ним играть». И он в этот момент не понимает, что после игры не будет. У них нет понимания «если я делаю то, то дальше будет это», – объяснила «Газете.Ru» руководитель проекта, заведующая кафедрой психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования КФУ Анна Ахметзянова.
Существующие методы развития этого навыка не всегда учитывают особенности детей с РАС, поэтому их необходимо дорабатывать. Для этого научная группа разработала метод психодиагностики особенностей прогнозирования у ребенка с РАС в дошкольном возрасте и у младших школьников.
«Сначала мы знакомимся с ребенком. Это долгий процесс, иногда он занимает год. Потом в подходящей обстановке, когда ребенок готов ко взаимодействию, мы предлагаем ему набор картинок с разными сценариями взаимодействий. Он видит персонажей, их действия, а мы рассказываем историю о них без концовки. Он должен предложить свои варианты развития событий. Если он не может это сделать и молчит, мы ему даем еще один набор карточек с социально приемлемыми и неприемлемыми вариантами окончания. Он должен выбрать тот, который ему кажется наиболее подходящим. Иногда вариант работы с персонажами не подходит – ребенок может их как бы не видеть, хотя со зрением все в порядке –, тогда мы при возможности используем карточки, где главный герой – он сам», – объяснила Ахметзянова.
Метод включает в себя основы комплексной диагностики регулятивного, когнитивного и коммуникативного компонентов поведения ребенка и его развития. С его помощью можно выявить, есть ли у ребенка способность к прогнозированию и насколько она развита: в каких именно ситуациях ему нужна помощь.
Методика поможет измерить уровень прогнозирования последствий своих действий у каждого ребенка и составить индивидуальную программу для его социализации.