Главной загадкой в изучении шаровых молний является их долгоживучесть и крайне непредсказуемые моменты появления. Об этом изданию Naked Science рассказал замдиректора МИЭМ НИУ ВШЭ Александр Костинский, чья лаборатория занимается исследованием и моделированием развития молний.
По словам эксперта, в настоящее время науке известно несколько тысяч надежных свидетельств существования шаровых молний.
«В 1970–1980-е собрали у нас тысячи свидетельств появления шаровых молний. В Штатах ученые тоже собирали. То есть сейчас надежных свидетельств — несколько десятков тысяч существует, что шаровая молния есть, — отметил эксперт. — Это первое. Второе: большинство случаев ее наблюдения — после обычной молнии или как-то связано с нею. Она, конечно, не в клубок сворачивается. Но это, скорее всего, плазменное явление. Люди, которые попадали, контактировали с ней, получали ожоги — не такие, как от настоящей молнии, она-то почти всегда убивает, но примерно как от сильного электрического удара».
По словам Костинского, главной проблемой феномена является не форма молнии, а способ подпитки энергией. «Проблема шаровой молнии не в ее форме, а в том, за счет чего она так долго живет. Если мы говорим про исследования обычных молний, то их жизнь очень коротка (десятые и сотые доли секунды). Мы знаем, что молнии — это огромные токи, но и они короткоживущие, по сравнению с шаровой молнией. Шаровая молния живет секунды и даже десятки секунд. Главная проблема для ученых — объяснить, почему она так долго живет», — отметил он.
По словам Костинского, в настоящее время есть «огромное» количество разных гипотез, объясняющих феномен, в том числе «электрическая» и «химическая».