Лабораторные эксперименты с вирусом NeoCoV могут привести к мутациям, которые сделают его более патогенным и опасным для человека. Об этом «Газете.Ru» рассказал вирусолог, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков.
Как ранее показала криоэлектронная микроскопия, проведенная китайскими учеными, NeoCoV имеет потенциал перехода на человека, так как попадает в клетку, связываясь с тем же рецептором, что и SARS-CoV-2 — ACE2, но делает это иным образом.
Новый вирус NeoCoV, похожий на MERS-CoV, возбудитель ближневосточного респираторного синдрома (тяжелого воспалительного заболевания органов дыхания) описали ученые из Китайской академии наук и Уханьского университета. Пока не рецензированная статья была опубликована на сервисе препринтов bioRxiv.
«Именно из-за этого кроссреактивной (перекрестной с SARS-CoV-2) защиты у людей к этому новому вирусу скорее всего не будет, так как у NeoCoV абсолютно другие спайк-белки, — рассказал «Газете.Ru» вирусолог, руководитель лаборатории геномной инженерии МФТИ Павел Волчков. — Какой бы то ни было нейтрализующей активности от иммунитета к SARS-CoV-2 ждать не приходится. Но это и понятно: у этих коронавирусов разные генетические цепочки и структура».
Потенциально эти вирусы могли бы стать угрозой, отметил вирусолог.
«Возможность связываться с поверхностным рецептором (АСЕ2) — это важная составляющая, но не определяющая, — добавляет Волчков. — Другие белки NeoCoV тоже как-то должны взаимодействовать с хозяйскими белками человека. Но все же переход этого вируса от летучих мышей к человеку — это вероятное событие. И главное тут не помочь этому переходу. Как только вирусологи начинают испытывать патогены на возможность инфицировать клетки человека, они повышают риски новой пандемии».
В лабораториях для прямых экспериментов с человеческими клетками используются большие концентрации вируса, пояснил вирусолог.
«В малых концентрациях никакого эффекта не будет, — говорит он. — Таким образом нарабатывается большое количество NeoCoV».
В человеческих клетках вирус может быстро получить необходимые адаптационные мутации и стать более патогенным для человека. Использование высоких концентраций для экспериментов гипотетически повышает вероятность инфицироваться работающим с патогеном людям.