Художники и архитекторы видят мир по-разному, выяснила исследовательская группа из Университетского колледжа Лондона и Бангорского университета. Описывая предложенное изображение, художники говорили о нем как о двумерном пространстве, в то время как архитекторы фокусировались на пространственных связях. Результаты были опубликованы в журнале Cognitive Science.
Для эксперимента ученые пригласили по 16 художников, скульпторов и архитекторов со стажем не менее восьми лет, а также 16 человек, не связанных с этими профессиями, в качестве контрольной группы. Всем участникам были продемонстрированы фотографии собора Святого Петра и сгенерированное компьютером сюрреалистичное изображение. Добровольцы должны были описать то, что они видят. С помощью специально разработанной техники исследователи «разобрали» ответы на составные части и проанализировали по ряду количественных и качественных признаков.
Выяснилось, что художники были склонны воспринимать трехмерное пространство как двумерное и описывать его как плоское изображение, в то время как архитекторы на тех же самых фотографиях вычленяли границы объектов и использовали более «динамичные» термины для описания. Скульпторы балансировали где-то посередине между художниками и архитекторами.
Хотя профессиональная деформация накладывает отпечаток на восприятие, возможна и обратная зависимость, считают исследователи. Так, вероятно, люди, воспринимающие мир вокруг как двумерное изображение, могут быть склонны к живописи, а те, кто сосредоточен на границах объектов в пространстве, — к архитектуре.