Люди, испытывающие сильную жажду, способны отказаться от стакана воды, если чувствуют это предложение несправедливым, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на публикацию ученых из Великобритании в журнале Scientific Reports.
Исследователи решили сравнить поведение шимпанзе и людей, поставленных в условия выбора жизненно важных вещей - еды или воды. Шимпанзе соглашались на любое предложение еды, не задумываясь о том, насколько справедлива выданная порция, тогда как люди повели себя иначе.
Команда ученых отобрала 21 здорового добровольца и вызвала у 11 из них жажду, предлагая подсоленную еду. Чтобы объективно оценить потребности в воде, у каждого участника был измерен уровень соли в крови. Субъективное ощущение жажды добровольцы оценивали по простой шкале.
По отдельности добровольцы принимали участие в игре с заранее оговоренными правилами. Двое из них получали полулитровую бутылку воды, которую должны были поделить. При этом один из них решал, как именно поделить эту воду, а второй должен был либо согласиться с предложением и выпить воду, либо отказаться от него. В таком случае оба участника не получали ничего. Участники знали, что им придется ожидать еще целый час после игры, прежде чем им дадут вдоволь напиться.
В реальности все участники получали роль просителя. Они видели два стакана воды с очень несправедливым предложением, которое якобы исходило от распределяющего воду: один стакан содержал 62,5 миллилитра воды - одну восьмую бутылки. Второй стакан содержал остаток бутылки, который якобы был оставлен для второго в паре. У подопытных было 15 секунд, чтобы принять решение о том, согласны они на мизерную дозу или нет.
Ученые установили, что в отличие от шимпанзе, люди склонны отклонять явно несправедливые предложение, даже если они испытывают серьезную жажду. При этом такие решения больше зависели не от уровня соли в крови, а от субъективных ощущений участника. В последнем случае, если человек субъективно ощущал, что он очень хочет пить, он был более склонен принять предложение.
«Эти результаты интересны для понимания, насколько субъективно понимание справедливости и собственных интересов и как оно влияет на повседневные решения, например на рынке труда», - считает руководитель исследования доктор Ник Райт.