Слишком раннее появление на свет грозит ребенку проблемами с успеваемостью в школе и умственным развитием в целом, но последствия позднего рождения изучались мало. Обычно роды происходят примерно на 40 неделе, но в ряде случаев врачи могут решить стимулировать их или провести кесарево сечение на более раннем сроке. Новые данные показывают, что не стоит торопиться — если есть такая возможность, лучше отложить роды до 41 недели.
Команда американских ученых под руководством профессора педиатрии Нэнси Райхман из Ратгерского университета сравнила результаты успеваемости у 1405 девятилетних детей в США по разным предметам — математике, естественным наукам, обществознанию, родному языку и т. п. Все эти дети появились на свет в сроки, не выходящие за пределы нормы — 37-41 неделю.
Однако дети, родившиеся позже, лучше справлялись с обучением. Те же, кто появился на свет на ранних сроках, учились хуже всех. Интересно, что наиболее выраженная разница наблюдалась в результатах по математике.
Исследование было опубликовано в журнале Pediatrics.
Полученные результаты подчеркивают важность времени появления на свет даже у доношенных младенцев, отмечают авторы работы.
«Мы надеемся, что эти результаты приведут к дальнейшим исследованиям и сбору данных по этой теме, чтобы создать более существенную доказательную базу, — говорит Райхман. — Необходимо больше данных высокого качества, которые позволят исследователям связать более широкий спектр сроков гестации с успеваемостью и выявить возможные факторы, способные исказить результаты».
Команда планирует также изучить связь между длительностью гестации и когнитивными и поведенческими особенностями детей и молодых людей в разном возрасте.
В исследовании не рассматривалась связь между успеваемостью детей и вмешательством врачей в роды.
Однако Райхман подчеркивает, что полученные данные следует учитывать, принимая решение о стимуляции родов или ином способе родоразрешения до наступления естественных родов.
Впрочем, отмечает она, пока что данных слишком мало, чтобы менять официальные рекомендации.
«Полученные данные подчеркивают важность продолжительности гестации даже тогда, когда роды происходят в срок, — заключают исследователи. — Принимая во внимание, что текущие рекомендации предлагают подождать, по крайней мере, до 39 недель, когда это возможно, наши результаты дополняют небольшое количество исследований, предполагающих, что рождение на 41 неделе связано с улучшением успеваемости».
Если же ребенок родился недоношенным, помочь его мозгу можно с помощью грудного молока — более ранние наблюдения показали, что чем больше грудного молока такие дети получают в первые 28 дней своей жизни, тем лучше у них идет развитие мозга, а впоследствии они обладают более высоким интеллектом и академической успеваемостью.
Ученые проанализировали медицинские записи о детях, рожденных до 30 недель беременности в 2001–2003 годах. Затем они сопоставили данные о кормлении их материнским молоком в первый месяц жизни с данными МРТ и оценкой интеллектуального уровня в возрасте года и семи лет.
Анализ показал, что те дети, которые получали больше материнского молока, в будущем имели больший объем серого вещества мозга.
«Наши данные подтверждают существующие рекомендации по использованию материнского молока для кормления недоношенных детей в отделениях интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей. Это не только важно для мам, но и для больниц, врачей», — отметили авторы работы.
Однако от другой проблемы, связанной с ранним появлением на свет, молоко вряд ли защитит. Как выяснили канадские исследователи, недоношенные мальчики, родившиеся с массой тела менее килограмма, стареют на 4,5 года быстрее сверстников. Причины подобных изменений не ясны до конца. Исследователи предполагают, что причиной может быть повышенный износ организма в связи с избыточным физиологическим стрессом. Мальчики, в целом, более уязвимы к влиянию внешней среды во время перинатального развития. Кроме того, мужской организм стареет быстрее женского. Возможно, именно этим обусловлена разница в результатах между мужчинами и женщинами.