Общий объем выбросов углекислого газа в мире в 2020 году оценивается в 34 млрд тонн. Это на 7% ниже, чем в прошлом году, подсчитала международная группа экспертов из Эксетерского университета в Великобритании, Метеорологического центра Японии и других исследовательских центров. Работа была опубликована в журнале Earth System Science Data.
Углекислый газ — одна из причин парникового эффекта, повышения температуры нижних слоев атмосферы Земли. Уменьшение выбросов произошло из-за экономических изменений, поясняют исследователи.
7% — это рекордный показатель, подчеркивают они — в 2008 году, в период всемирного финансового кризиса, выбросов стало меньше лишь на 1,5%.
Показатели в начале декабря ниже, чем в декабре прошлого года, особенно в транспортном секторе. Наибольшая разница наблюдалась в апреле — тогда объем был на 17% меньше, чем в апреле прошлого года. Однако после этого он снова начал расти.
«Снижение выбросов в 2020 году было особенно выраженным в США (12%) и Евросоюзе (11%), где выбросы снижались еще до пандемии, в основном за счет сокращения использования угля, — сообщают исследователи. — В Индии выбросы снизились на 9%, а вот в Китае лишь на 1,7%, причем на сегодняшний день Китай уже вернулся к прежним значениям».
В Австралии выделение углекислого газа в атмосферу с марта по июнь снизилось на 6,2% по сравнению с началом года. Наибольшее снижение наблюдалось в транспортной сфере и добыче, переработке и транспортировке ископаемого топлива.
Во всем мире наибольшее сокращение выбросов в 2020 году наблюдалось в транспортном секторе, особенно для наземного транспорта — легковых автомобилей, фургонов и грузовых автомобилей.
Во время наиболее строгих карантинных мер уровни в транспортном секторе во многих странах сократились вдвое.
Хотя авиаперелетов стало меньше на 75%, они не способствовали заметному снижению выбросов — в год на авиацию приходится лишь около 2,8% от их общего объема.
Причем тенденция на уменьшение углеродного следа человечества наблюдалась еще до пандемии, отмечают исследователи.
В целом объем выбросов во всем мире увеличился на 61% по сравнению с 1990 годом, однако темпы этого роста были разными. В начале 1990-х годов рост объема выбросов замедлился в связи с распадом СССР, но затем очень быстро увеличивался в 2000-х годах, в среднем на 3% в год. Отчасти это было вызвано ростом Китая как экономической державы.
Однако в последнее десятилетие выбросов стало становиться меньше, рост их объема составлял менее 1% в год. А в 2019 году по сравнению с 2018 годом выбросов было почти столько же или лишь незначительно больше.
«За снижением количества выбросов стоят 24 страны, в которых выбросы углекислого газа в атмосферу сокращались по меньшей мере в течение одного десятилетия, в то время как их экономика продолжала расти. В их число входят многие европейские страны, такие как Дания, Великобритания и Испания, а также США, Мексика и Япония, — пишут исследователи. — В остальном мире объем выбросов продолжал расти до 2019 года».
Пандемия, наряду с другими тенденциями, такими как переход на экологически чистую энергию, поставила мир на перепутье, подводят они итог. И выбор, который сделают люди, может изменить динамику содержания углекислого газа в атмосфере.
«Помимо замедления темпов роста выбросов в последние годы и их снижения в этом году, сейчас есть десятки стран, которые обязались достичь нулевого уровня чистых выбросов к середине столетия или вскоре после него, — отмечают ученые. — Страны, на долю которых приходится более 60% глобальных выбросов углекислого газа (Китай, США, Япония, Южная Корея, страны Евросоюза), имеют либо юридические обязательства, либо собственные планы по снижению объема выбросов углекислого газа до нуля примерно к 2050 году».
Так, добыча угля, крупнейшего ископаемого источника выделения углекислого газа, достигла пика в 2013 году. Ее снижение продолжается и по сей день, приводя к уменьшению объема выбросов, однако рост добычи природного газа и нефти сводит на нет значительную часть этого вклада.
Грамотные экономические решения позволят расширить спектр технологий и услуг, которые позволят снизить объемы выбросов до нуля, считают авторы. Многие страны, например, члены Евросоюза или Южная Корея, уже взяли на себя обязательства по разработке подобных стратегий, хотя инвестируют они по-прежнему в первую очередь в инфраструктуру, использующую ископаемое топливо.