Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Зацепил трамвай: как вертолет Ка-27 упал в Казани

40 лет назад вертолет Ка-27 упал на площадь в Казани

26 ноября 1980 года три вертолета Ка-27 перегонялись из Кумертау на место базирования в Североморск. По неизвестным причинам в баках двух летательных аппаратов имелся лишь небольшой запас топлива. Первый вертолет совершил аварийную посадку на площадь Восстания в Казани, второй – на стадион. По счастливой случайности никто не пострадал.

Предназначенные для базирования на кораблях ВМФ вертолеты разрабатывались в СССР под руководством главного конструктора Николая Камова. Именно он еще в 1940 году предложил слово «вертолет». Машина Ка-27 была выполнена по традиционной для ОКБ схеме двух трехлопастных несущих винтов противоположного вращения. Она состояла из фюзеляжа, несущей системы, системы управления, взлетно-посадочных устройств, силовой установки.

Ка-27 предназначался для поиска, обнаружения, отслеживания и уничтожения современных подводных лодок.

Вертолет мог атаковать цели, следующие на глубине до 500 м и скорости до 75 км/ч в районах поиска, удаленных от корабля базирования до 200 км при волнении моря до 5 баллов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Ка-27 имел возможность выполнять задания как одиночно, так и в составе группы и во взаимодействии с кораблями флота. Он эксплуатировался и в поисковых операциях. С помощью унифицированной системы подвески вертолет мог транспортировать людей и грузы.

Первые испытания опытного образца состоялись 8 августа 1973 года. Позже, после необходимых доработок, машину приняли на вооружение. Эту модель не производили массово, но в ВМФ она считалась важной боевой единицей. К месту постоянного базирования Ка-27 обычно летели самостоятельно. Путь в каждом случае предстоял немалый, поскольку производились вертолеты на заводе в башкирском Кумертау. Перегон винтокрылых машин для авиации Северного, Черноморского и Балтийского флотов считался сложной и напряженной работой. Всего перегнали 38 вертолетов.

26 ноября 1980 года на заводском аэродроме в Кумертау были подготовлены к вылету три новых Ка-27. Их нужно было перегнать в Североморск в Мурманской области для пополнения противокорабельного полка. Первой перевалочной площадкой должен был стать вертодром Казанского вертолетного завода. Предполагалось провести в полете около 550 км. После заводских испытаний в баках двух вертолетов оставалось немного топлива. Дозаправили перед вылетом лишь головную машину.

Группа Ка-27 летела клином: ведущий вертолет в центре и два ведомых по краям. Опробование двигателей не выявило неполадок.

Чтобы не наваливаться на хвост впереди летящей машины, две другие использовали систему «шаг-газ», из-за чего топливо вырабатывалось интенсивнее обычного.

При подлете к Казани у одного из ведомых вертолетов сработала сигнализация аварийного остатка топлива. Этим Ка-27 управлял майор Ольховик. Есть несколько версий произошедшего дальше. По одной из них, с разрешения командира группы пилот запросил экстренную посадку в аэропорту «Казань-2». Получив отказ, он был вынужден продолжить полет, хотя это грозило катастрофой. Согласно другой версии, изложенной в журнале «Мир авиации» за 2004 год, ведущий группы не требовал посадки на аэродром «Казань-2». Возможно, командир решил дотянуть до заводского аэродрома, до которого оставалось несколько километров.

Из-за полной выработки топлива оба двигателя на вертолете майора Ольховика остановились. На скорости 180 км/ч он рухнул с высоты 200 метров на пересечении улиц Декабристов и Восстания в Московском районе Казани. При падении Ка-27 оборвал контактные кабели и коммуникационные провода электросетей и телефонной станции, зацепив лопастями следовавший в депо трамвай. В салоне находился только машинист.

Аналогичные проблемы тем временем испытал пилот Малинко на втором ведомом вертолете: у него тоже внезапно закончилось топливо. Он пролетел еще два городских квартала и приземлился на стадионе в парке Урицкого. Головной Ка-27 все-таки долетел до заводского аэродрома. При этом уже на рулении у него остановились двигатели. По счастливой случайности никто не погиб.

На место катастрофы сразу же прибежали милиционеры из расположенного неподалеку отделения. Было выставлено оцепление, хотя на площади Восстания все равно собралась толпа зевак. Работники аварийных служб приступили к устранениям последствий ЧП.

Поврежденный вертолет разобрали и увезли на Казанский завод.

«Мне было шесть лет и мы жили на улице Волгоградской. Очень хорошо помню это. Мой брат еще притащил какую-то деталь от вертолета домой. Помню, что все обсуждали это шепотом», — рассказывала «АиФ Казань» горожанка Аида Горбунова.

Следствие установило три причины: недисциплинированность и безответственность старшего группы, низкая организация подготовки к перелету со стороны инженерно-технических служб, безынициативность ведомых в аварийной обстановке, недостатки по расходу топлива во временной инструкции, отсутствие перегоночного варианта с дополнительными топливными баками. Ввиду отсутствия жертв серьезных наказаний для сотрудников завода в Кумертау и пилотов не последовало.

Загрузка