Высший административный суд (Госсовет) Турции в пятницу, 10 июля, единогласно отменил решение кабинета министров от 24 ноября 1934 года, присвоившее собору Святой Софии (Айя-София) статус музея, сообщает Hurriyet. Это значит, что собор снова становится мечетью. В заключении Госсовета указано, что Айя-София зарегистрирована в кадастре в качестве мечети и этот статус не изменен.
В тот же день президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал соответствующий указ.
«Передать управление Айя-Софией Диянету (управление по делам религии Турции – «Газета.Ru») и открыть ее для богослужений», — говорится в документе, опубликованном в Twitter-аккаунте турецкого лидера.
Hayrl olsun. pic.twitter.com/MzP6nzn9Jc
— Recep Tayyip Erdoan (@RTErdogan) July 10, 2020
В обращении к нации Эрдоган сообщил, что для трансформации собора в мечеть понадобится около полугода. В это время там будут вестись подготовительные работы, поскольку внутри здания есть некоторые дефекты.
«Мы проведем эти работы, чтобы мусульмане и представители других религий пришли и увидели лучший образец того, как мы бережем наследие предков», — подчеркнул президент.
Открытие Айя-Софии в качестве мечети он сравнил с ее возрождением и тем, что она сбросила оковы с ног. Эрдоган также призвал другие страны уважать решение Турции, а критику в адрес республики приравнял к нападкам на ее авторитет, отметив, что в стране есть 435 синагог и храмов.
Первые богослужения по мусульманскому обряду в Айя-Софии планируется начать 24 июля, вход в мечеть будет бесплатным как для местных жителей, так и для иностранцев. До этого входной билет стоил 100 лир (чуть больше 1000 рублей).
Ранее пресс-секретарь Эрдогана Ибрагим Калын говорил, что все православные мозаики и росписи на стенах будут сохранены. Он не уточнил, как это будет сочетаться с исламскими богослужениями.
По мнению протоирея Григория Евтушенко, собор Святой Софии занимает особое место среди знаменитых построек древности.
«Это величайшее сооружение, которое стало символом торжества христианства, явилось зримой проповедью христианской веры. Этот храм повлиял на множество людей, сформировал мировоззрение не только отдельных поколений, но даже народов и цивилизаций», — подчеркивает священник в своей книге «Храм Святой Софии в Константинополе».
Считается, что собор был заложен в 532 году по распоряжению византийского императора Юстиниана I. При этом первый храм на площади Августеон, названный Софией, появился еще при Константине Великом в первой трети IV века нашей эры. В 404 году он сгорел во время народного восстания, а в 415-м пожар уничтожил воссозданную на его месте церковь. По инициативе императора Феодосия была выполнена очередная попытка поставить в Константинополе большой храм. В 532 году эта базилика сгорела, вероятно, в результате действий взбунтовавшейся толпы.
Идеей Юстиниана I было создание крепкого и надежного храма, который поражал бы своей красотой и великолепием, оставаясь самым грандиозным сооружением христианского мира на протяжении сотен лет. Император поставил задачу превзойти царя Соломона и легендарный Иерусалимской храм.
Амбициозный проект потребовал участия значительного числа рабочих. При возведении собора Святой Софии использовалось большое количество мрамора. Огромные суммы тратились на изготавливаемую из драгоценных металлов церковную утварь. Например, на облицовку храма серебряной фольгой ушло 40 тыс. фунтов драгоценного металла. Для верхней доски престола изобрели новый материал: в растопленную массу золота бросали ониксы, топазы, жемчуга, аметисты, сапфиры, рубины.
За пять лет стройка поглотила три годовых бюджета Византийской империи. Работы выполнялись под руководством зодчих Анфилия Тралесского и Исидора Милетского. Оба являлись математиками-геометрами, крупнейшими теоретиками и учеными своего времени. Высота собора – 55,6 м, диаметр купола – более 30 м, площадь – свыше 7,5 тыс. м² (длина – 75,6 м, ширина – 68,4 м). Гигантская конструкция состоит из каменной и кирпичной кладки.
По преданию, взглянув на результат их усилий, Юстиниан I воскликнул: «Соломон, я превзошел тебя!»
Строительная активность императора совпала с развитием технологий. Так, известь изготовляли на ячменной воде, а в цемент добавляли масло. Помимо собора Святой Софии при Юстиниане I были создан целый ряд сооружений религиозного толка. В дальнейшем храм неоднократно совершенствовали и дополняли. К примеру, в середине IX века были проведены декоративные работы.
Константинопольский храм производил колоссальное впечатление как на подданных Византийской империи, так и на иностранцев. Послы киевского князя Владимира Святославича, лицезревшие собор Святой Софии в конце X века, оказались поражены роскошью внутреннего убранства и размерами сооружения.
«И не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — доносили они. – Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах».
«Этот величественный храм навсегда стал знаком божественного помазания, высшей точкой взлета империи Ромеев – Византии, — отмечал Евтушенко в своей книге. – Греко-римская цивилизация создала свой монумент. Вечный город построил свой храм на берегах Босфора и ему передал эстафету бессмертия. Пока стоит этот храм, история Византии не закончилась. И хотя уже 550 лет не сверкает над его куполом святой крест, не звучат в его стенах христианские молитвы, но он остается точкой притяжения для всех, никого не оставляя равнодушным».
На взгляд Евтушенко, стремлением создать равнозначное сооружение руководствовались инициаторы постройки собора Святого Петра в Риме и собора Святого Павла в Лондоне, а также Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.
Как уточнил специалист по истории Византии, директор Центра религиоведческих и этнокультурных исследований Института госслужбы и управления президентской академии Вильям Шмидт, для христиан всего мира собор Святой Софии «символизирует вершину богопознания», а потому его значение сложно переоценить. Он подтвердил, что многие страны в разное время использовали храм в качестве образца для новых сооружений.
«Собор Святой Софии весьма необычен. В его основе лежит куб, а дальше идет сфера. Храм символизирует собой Вселенную, то мистическое переживание в культурах образа мира, который удерживает народ, уже обладающий способностью к государственности, к управлению, то есть к рождению мира. Для христиан собор чрезвычайно важен», — сказал он «Газете.Ru».
История храма наполнена событиями, повлиявшими на ход истории. В 1054 году на святом алтаре Софии кардинал Губерт, легат папы римского, вручил отлучительную грамоту константинопольскому патриарху Михаилу Кируларию, который отстаивал независимость византийской церкви от императорской власти и папства. В итоге папский легат и патриарх предали друг друга анафеме. Произошло разделение христианской церкви.
В 1204 году собор Святой Софии разграбили крестоносцы, которых свидетель инцидента, византийский историк Никита Хониат назвал «бесчувственными к красоте варварами».
После завоевания Константинополя турками в 1453 году христианские службы в храме прекратились. Последнее христианское богослужение в истории Святой Софии датировано 29 мая того года. Согласно автору «Истории Византии» и современнику событий Дуке, турки сломали запертые ворота храма и ворвались внутрь, грабя церковное имущество. Все молившиеся в тот момент были убиты.
«В одну минуту разрубили святые иконы, похитив с них украшения, а также одежды святой трапезы. Драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища, золотые и серебряные и из другого вещества приготовленные, в один момент все унесли», — писал Дука.
По указанию султана Мехмеда II крупнейшую в тогдашнем мире православную церковь преобразовали в мечеть, а сам он сотворил первую молитву.
К зданию пристроили три минарета. Поскольку собор был ориентирован по христианской традиции на восток, мусульманам пришлось поместить михраб (молитвенная ниша в стене мечети) в юго-восточный угол Айи-Софии.
«После захвата Константинополя турки не сделали из собора казарму, а превратили его в главное культовое сооружение исламского мира. Это очень специфический момент, — отметил Шмидт. — В зарождении ислама культ и главное место — это Кааба, тоже квадратное здание на открытом пространстве. Когда паломники приходят к нему на поклонение, то совершают обхождение, то есть молитву».
С течением времени турки переделывали сооружение на свой манер. В середине XIX века интерьер подвергся изменениям путем помещения круглых щитов с именами Аллаха, Мухаммеда, Хасана, Хусейна и четырех халифов.
Большинство фресок и мозаик остались невредимыми к началу XX века, поскольку на протяжении столетий были спрятаны под слоем штукатурки. Тем не менее, многое из мозаичного убранства оказалось безвозвратно утрачено. Вскрытие исторического оформления внутреннего пространства было произведено в 1931 году по приказу президента Мустафы Кемаля Ататюрка. Он же выступил инициатором превращения мечети в музей. После снятия молитвенных ковриков открылся мраморный пол собора.
Итак, после 482 лет функционирования как мечеть храм стал важнейшей достопримечательностью Стамбула и приманкой для туристов. Осуществлять религиозные обряды в его стенах разрешалось только сотрудникам музея. В 2014 году, однако, началась активная борьба за обратное превращение Айи-Софии в мечеть. В период Рамадана в 2016-м в соборе читали Коран: это транслировалось по ТВ и вызвало негативную реакцию МИД Греции. О намерении изменить статус Святой Софии с музея на мечеть президент Турции Эрдоган заявил в марте 2019 года.