В заключительный период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы советское правительство предприняло ряд действий по расширению территории СССР. 29 июня 1945 года в состав государства вошло Закарпатье. В этот день в Москве был подписан Договор между СССР и Чехословацкой республикой о Закарпатской Украине.
В документе сообщалось: «Закарпатская Украина (носящая согласно чехословацкой конституции название Подкарпатская Русь), на основании договора от 10 сентября 1919 года, заключенного в Сен-Жермене, вошедшая как автономная единица в границы Чехословацкой республики, воссоединяется согласно желанию, изъявленному населением Закарпатской Украины, и на основании дружественного договора обеих высоких договаривающихся сторон со своей исконной родиной — Украиной и включается в состав Украинской ССР».
С советской стороны договор подписал нарком иностранных дел Вячеслав Молотов, с чехословацкой – глава правительства этой страны Зденек Фирлингер.
Президент Чехословакии Эдвард Бенеш, глава Компартии Клемент Готвальд и председатель Совнаркома Иосиф Сталин расположились за их спинами. В момент подписания в кабинете находился целый ряд представителей высшей военной и политической элиты СССР: маршал Климент Ворошилов, председатель Президиума Верховного Совета Михаил Калинин, первый заместитель Молотова Андрей Вышинский и другие. Представители Закарпатья при заключении соглашения не присутствовали. Хотя текст договора составили также и на украинском языке.
При подписании Фирлингер и Молотов произнесли речи. Чехословацкий премьер назвал договор знаменательным, «каких мало в истории», и выразил уверенность, что он будет единодушно утвержден Национальным собранием. На самом деле отношение к потере Чехословакией Подкарпатской Руси в освобожденной стране не было столь однозначно положительным, как изображали чехословацкие политики.
В свою очередь, Молотов подчеркнул большое политическое значение этого акта, которым «осуществляется вековая мечта закарпато-украинского народа» — воссоединение «со своей родиной — Украиной». Как заявил советский нарком, несмотря на то, что закарпато-украинский народ еще в конце IX века подпал под власть венгров, он «по своим этнографическим признакам, по языку, быту, по своим историческим судьбам был и остается частью украинского народа».
Границы между Словакией и Закарпатской Украиной, существовавшие к 29 сентября 1938 года, становились с внесенными изменениями границами между СССР и ЧСР.
В протоколе к договору говорилось о создании демаркационной комиссии для проведения «границ на местности», а также о праве выбора гражданства жителями до 1 января 1946 года.
Советское государство стало четвертым владетелем Закарпатья в истории после Венгрии, Австро-Венгрии и Чехословакии. В документах, научной литературе и публицистике этот край с невероятно сложной судьбой в разное время именовался как Карпатская Русь, Прикарпатская Русь, Угорская Русь, Карпатская Украина, Закарпатская Украина, Подкарпатье.
История вопроса: тяготело ли Закарпатье к России
Обширные территории за Карпатскими горами были заселены южнославянскими племенами с давних времен. Под влиянием экспансии древних германцев и непрекращающегося притока переселенцев с другой стороны Карпат население Закарпатья оказалось интегрировано в восточнославянскую этническую общность. В древности и раннем Средневековье население Закарпатья было малочисленным. Длительный период оно оставалось «буферной зоной» между первыми государствами на землях западных и восточных славян, а соседние с ним различные раннегосударственные образования в разное время осуществляли в Закарпатье свою верховную власть.
На ХIII век приходится волна миграции православного населения из Древнерусского государства в Угорскую Русь (часть Закарпатья на территории современной Словакии) из-за монгольского нашествия и установления ордынского ига на Руси. Со временем Закарпатье вошло в сферу интересов Венгрии. Венгерские магнаты составили элиту региона, в то время как местное население представляло собой в основном бесправную крестьянскую массу, подвергавшуюся притеснениям и мадьяризации.
В XVIII веке Закарпатье вошло в состав Австрийской империи.
Церковные обряды по православному канону проводились через Сербскую митрополию. Талантливые представители закарпатской интеллигенции стремились переселяться в Российскую империю. В 1849 году по Закарпатью прошла Русская императорская армия (РИА), призванная династией Габсбургов на помощь для подавления венгерской революции в Вене. Встреча с войсками оказала большое воздействие на закарпатскую интеллигенцию и способствовало росту русофильства.
60 с лишним лет спустя, во время Первой мировой войны, закарпатские русины активно помогали РИА. После поражения русских частей они, опасаясь репрессий австро-венгерских властей, бежали с отступавшей армией. Оставшиеся жители Закарпатья, уличенные в сотрудничестве с русскими, действительно подверглись гонениям.
В 1918 году Закарпатье вошло в состав Чехословакии. Специалисты придерживаются различных взглядов на то, насколько добровольным был этот процесс. Так, советский историк, исследователь истории Украины XX века Андрей Лихолат в своих работах акцентировал внимание на том, что акт о «добровольном присоединении Подкарпатской Руси к Чехословакии» был инициирован «кучкой специально подобранных предателей во главе с буржуазными националистами», причем события происходили в здании Ужгородской гимназии, оцепленном чешскими легионерами. Если верить Лихолату, в Закарпатье «был установлен жестокий режим военной диктатуры, подавления национально-освободительного движения закарпато-украинских рабочих и крестьян».
Напротив, современный российский историк Александр Гогун, работающий в Берлине, в своей книге «Между Гитлером и Сталиным. Украинские повстанцы» утверждает, что вхождение Закарпатья в Чехословакию «было добровольным и прошло по довольно оригинальной схеме: в результате соглашения, подписанного в ноябре 1918 года в США лидерами Чехии и эмигрантами из Закарпатья».
В 1919 году состоялась попытка советизации Закарпатья. Впрочем, после поражения Венгерской советской республики ее быстро подавили с помощью чехословацких и французских войск.
Согласно договору о передаче Закарпатья, Чехословакия обязывалась предоставить этому региону автономию, но обещания не выполнила. Закарпатье было самым отсталым регионом страны, в котором почти не имелось современной промышленности.
Национальная трагедия: между Гитлером и Хорти
Когда в сентябре 1938 года Закарпатье все же получило автономию в составе Чехословакии, во внешнеполитическом управлении НСДАП решили использовать этот факт для игры на «украинском вопросе», создав в Закарпатье плацдарм для влияния на области с преимущественно украинским населением в Польше и СССР. Эти планы отпали после того, как в марте 1939-го Закарпатье было аннексировано Венгрией, и украинская автономия была упразднена. Венгерское правительство сделало ставку не на украинский, а на русинский фактор. Потерявшие влияние украинские круги пытались добиться перехода под протекторат нацистской Германии. Однако Адольф Гитлер отклонил все их просьбы, не желая ссориться со своим союзником, правителем Венгрии Миклошем Хорти.
Приезд закарпатцев к фюреру хорошо запомнился его личному пилоту Гансу Бауру.
В своих мемуарах он рассказывал: «Делегация от Закарпатской Украины уговаривала Гитлера сделать все, что в его силах, чтобы предотвратить вхождение этой территории в состав Венгрии. Жители Закарпатья воспринимали вхождение в состав Венгрии как национальную трагедию. Я также полагал, что Гитлер знает, как сильно подобными мерами будет подорвано доверие украинцев к Германии. Однако он сказал нам, что вынужден отклонить их просьбу о том, что лучше присоединить эту территорию к Германии. Он объяснил им, что ныне оккупированная Польша после окончания войны вновь станет независимым государством».
В октябре 1944 года войска 4-го Украинского фронта Красной армии в результате проведения Карпатско-Ужгородской операции очистили Закарпатье и часть Словакии от немецкой и венгерской армий. Приход советских войск в Закарпатье рассматривался большинством населения как освобождение. Чехословацкая администрация возобновилась только частично и временно. Закарпатье подверглось стремительной советизации.
18 ноября в Мукачеве состоялся православный съезд, принявший обращение к Сталину с просьбой принять Карпатскую Русь в состав СССР на правах 16-й Карпаторусской ССР. В ответ на это местные коммунисты созвали в Мукачеве свой съезд, высказавшись за присоединение Закарпатья к УССР.
29 июня 1945 года их просьба была удовлетворена в Кремле,
а 1 июля газета «Правда» написала об «историческом акте воссоединения Закарпатской Украины с Родиной»: «С матерью-Украиной, с советским народом – навеки».
Президент Бенеш при этом изначально отказался примириться с потерей Закарпатья, но в конце декабря 1944-го понял, что регион безвозвратно аннексирован СССР. Под угрозой отделения еще и Словакии Бенеш согласился передать Подкарпатскую Русь в состав СССР при двух условиях. Он просил сделать это после войны и, кроме того, дать гарантии неприсоединения Словакии. Сталин сослался на право народов на самоопределение, но согласился подождать с окончательным решением вопроса.
«В целом положение в Закарпатье отличалось от Западной Украины, — отмечает историк Федор Синицин в своем исследовании «Советско-германское идеологическое противоборство на оккупированной территории СССР: национальный и религиозный аспекты». — Здесь не была распространена русофобия (наоборот, отмечалось стремление к общерусскому единству), не проявлялась открытая антисоветская активность, население не оказывало поддержки украинским националистам, проникавшим из Галиции, и отрицательное воздействие национального фактора было отмечено, в основном, во враждебном отношении к венграм, которые властвовали здесь во времена Австро-Венгерской империи и в 1938–1944 годах. Антивенгерские настроения советские органы власти пресекали с целью нормализации социально-политической обстановки в регионе, а также отношений с Венгрией».
Собиратель земель: роль Хрущева в присоединении Закарпатья
Известный американский историк Уильям Таубман, биограф Никиты Хрущева и друг его сына Сергея, прямо указывает, что Хрущев мечтал об увеличении территории Украины за счет Закарпатья. Высокопоставленный советский руководитель, после изгнания немцев с Украины занявший должность Совнаркома Украинской ССР, инкогнито посетил Закарпатье осенью 1944 года. На встречах с местными коммунистами он высказал мнение о необходимости объединения этого региона с Украиной и обсудил, как это лучше сделать.
Встретившись затем со Сталиным, Хрущев сообщил, что местное население «единодушно» присоединится к Советской Украине, и посоветовал ему в этом «помочь». В результате, как заявлял в своих воспоминаниях Хрущев, «Закарпатье стало одной из областей Советской Украины».
В ноябре 1945 года Хрущев сообщил Молотову, что «политическое настроение населения в Закарпатской Украине хорошее», рабочие, крестьяне-бедняки и середняки и подавляющее большинство трудовой интеллигенции выражают свою радость в связи с воссоединением Закарпатья с УССР».
Соглашение было окончательно ратифицировано чехословацким парламентом 22 ноября 1945-го.
Кроме того, Чехословакия передала СССР около 250 км² территории в окрестностях словацкого Чопа, получив в обмен закарпатскую деревню Лекаровцы.
Историк Гогун считает показательным примером лояльности закарпатцев к советской власти тот факт, что в 1943-1950 население регионе не поддерживало УПА (организация запрещена в России).
«ОУН и украинские националисты имели в этом регионе незначительное влияние – объяснялось это наличием широких прорусских и даже просоветских настроений, — пишет Гогун. – Даже сейчас, после многих лет интенсивной украинизации и русификации, когда жители Закарпатской области общаются между собой, их речь не понимают ни галичане, ни русифицированные «схидняки» (жители Восточной Украины. — «Газета.Ru»).
22 января 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Закарпатская область УССР с центром в Ужгороде.