Россия занимается созданием нового «морского монстра», сообщило американское издание We Are the Mighty. Речь идет об экраноплане «Чайка» А-050. Он представляет собой судно на динамической воздушной подушке. Как следует из материала, летательный аппарат станет развитием версии экспериментального «Каспийского монстра», который послужил основой для экраноплана-ракетоносца «Лунь». По данным издания, начало его эксплуатации намечено на 2020 год. Также сообщается, что судно будет иметь вес в 50 т, сможет принять на борт 100 пассажиров или 9 т груза. При помощи авиадвигателей «Чайка» будет передвигаться как по воде, так и по льду и ровной степи. При этом экраноплан сможет развивать скорость до 450 км/ч.
В пресс-службе Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях имени Алексеева подтвердили, что такая разработка действительно ведется.
«Проект экраноплана был представлен на международных выставках. Его технические характеристики — в открытом доступе. Вопросы о строительстве экранопланов нового поколения руководство предприятия не комментирует», — сказали там РИА «Новости».
Между тем военный эксперт Алексей Хлопотов считает, что сообщения о создании Россией экраноплана А-050, которого американские СМИ назвали «морским монстром», направлены на то, чтобы запугать власти США.
Создать экраноплан, который мог бы летать над пустыней и водой, снегами и льдами, мечтал еще известный авиаконструктор и изобретатель Павел Гроховский. В 1932 году он разработал проект двухмоторного экраноплана-амфибии.
Согласно определению, сформулированному Международной морской организацией (ИМО) во «Временном руководстве по безопасности экранопланов», это многорежимное судно, которое в своем основном эксплуатационном режиме летит с использованием «экранного эффекта» над водной или иной поверхностью без постоянного контакта с ней и поддерживается в воздухе главным образом аэродинамической подъемной силой, генерируемой на воздушном крыле (крыльях), корпусе или их частях, которые предназначены для использования действия «экранного эффекта». По классификации ИМО, экранопланы относятся к морским судам.
Инициатива создания скоростных транспортных средств, использующих аэродинамические силы на крыльевых элементах, движущихся вблизи поверхности воды, принадлежит кораблестроителю Ростиславу Алексееву. Работы по созданию новой техники начались в конце 1950-х годов, когда стало ясно, что для скоростей, существенно превышающих 60 узлов, невозможно создать эффективное судно с гидродинамическими силами поддержания.
22 июля 1961 года на испытательной станции ИС-2 был выполнен первый полет первого отечественного экраноплана (экранолета) СМ-1. Аппарат пилотировал сам главный конструктор Алексеев. К осени 1961 года техника пилотирования экраноплана была освоена до высокой степени уверенности в надежности аппарата.
По предложению председателя комиссии Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам Дмитрия Устинова в начале мая 1962 года была организована демонстрация экраноплана СМ-2 Никите Хрущеву на Химкинском водохранилище под Москвой. После успешного показа была принята государственная программа по экранопланам, предусматривавшая создание ряда новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, а также разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов войск с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана. В 1964-1965 годах осуществлялось проектирование и создание уникального, самого большого в мире летательного аппарата — экраноплана «КМ» (корабль-макет). До появления Ан-225 «Мрия» он оставался и самым тяжелым из всех существовавших.
Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлетную массу 544 т.
«КМ» успешно летал на высоте 3−4 метров над водным экраном, развивая скорость до 450 км/ч. Хотя он выглядел как самолет, его донная часть напоминала скорее корабельную.
В сентябре 1966 года американский спутник-шпион, пролетая над советской военно-морской базой на Каспийском море, сделал несколько снимков. Это был самый разгар холодной войны, и полученные фотографии вызвали немалый переполох в ЦРУ — на них был виден огромный самолет длиной почти сто метров, который был неказист, имел странные квадратные крылья и вообще не напоминал ничего из того, что специалисты ранее видели.
Поначалу в ЦРУ посчитали, что это обычный самолет, просто недособранный. Но, приглядевшись, разведчики поняли, что и в собранном виде этот аппарат едва ли может летать, как самолет, — перед ними был один из самых секретных советских проектов, который на Западе вскоре прозвали «Каспийским монстром».
Испытания «КМ» проходили на Каспии в течение 15 лет. В 1980 году умер Алексеев, и вскоре случилась авария. При очередных испытаниях пилот совершил ошибку, завалился на крыло и разбил экраноплан о воду. Жертв не было, и аппарат после аварии еще неделю оставался на плаву. Однако попыток спасти его не предпринималось, так что в конечном итоге он затонул. Операций по подъему, восстановлению или постройке нового экземпляра «КМ» не проводилось.
Кроме того, в 1972 году был построен первый реально работающий военный экранолет «Орленок», предназначенный для переброски морских десантов на дальность до 1500 км. Государственная программа предусматривала строительство до 24 экранолетов такого типа. Однако этим планам не суждено было сбыться. После ухода из жизни в 1984 году министра обороны СССР Устинова, курировавшего наукоемкое вооружение, все работы по выпуску и развитию этого перспективного аппарата прекратились.
В 1987 году первый полет совершил ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь». Он был вооружен шестью управляемыми противокорабельными ракетами «Москит». После успешного окончания государственных испытаний «Лунь» был в 1990 году передан в опытную эксплуатацию.
Распад СССР привел к прекращению работ и по этому направлению.
«Резкое сокращение финансирования научно-исследовательских работ по экранопланам в 1990-х годах стало причиной переориентации на тематические исследования для решения специализированных задач, результаты которых могли бы пригодиться в будущем. В начале XXI века вновь возрос интерес к экранопланам», — отмечается в статье начальника сектора Аэродинамики ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Сергея Ганина «Создание экранопланов: от прошлого века до наших дней».