МЧС советует не паниковать при аварийных ситуациях на борту воздушного судна и при эвакуации в случае пожара избавляться от ручной клади. Правила поведения при авариях на авиатранспорте размещены на сайте министерства.
Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам, отмечается на сайте. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателей, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
В случае пожара на борту наибольшую опасность представляет дым, а не огонь, предупреждает МЧС.
«Дышите только через хлопчатобумажные или шерстяные элементы одежды, по возможности, смоченные водой, — говорится в тексте. — Пробираясь к выходу, двигайтесь пригнувшись или на четвереньках, так как внизу салона задымленность меньше. Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы и т.д.
После приземления и остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу, так как высока вероятность взрыва. Если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки. При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность».
Главное — не допускать паники и действовать решительно.
После выхода из самолета необходимо отойти от него как можно дальше и лечь на землю, прижав голову руками — это поможет защититься от возможного взрыва.
Спасатели советуют перед каждым полетом подогнать и пристегнуть ремень безопасности — это особенно важно при жесткой посадке. Также следует проверить, нет ли над головой тяжелых чемоданов.
«Аварии на взлете и посадке внезапны, поэтому обращайте внимание на дым, резкое снижение, остановку двигателей и т.д. Освободите карманы от острых предметов, согнитесь и плотно сцепите руки под коленями (или схватитесь за лодыжки). Голову уложите на колени или наклоните ее как можно ниже. Ноги уприте в пол, выдвинув их как можно дальше, но не под переднее кресло. В момент удара максимально напрягитесь и подготовьтесь к значительной перегрузке. Ни при каких обстоятельствах не покидайте своего места до полной остановки самолета, не поднимайте панику», — советуют в МЧС.
Вечером 5 мая самолет Sukhoi SuperJet 100, выполнявший рейс Москва — Мурманск, совершил аварийную посадку в «Шереметьево» спустя 28 минут после взлета. По предварительным данным, в самолет ударила молния, которая привела к сбою бортовых приборов. В результате лайнер на высокой вертикальной скорости врезался во взлетно-посадочную полосу. Произошло возгорание, которое перекинулось на всю хвостовую часть SSJ-100. В результате трагедии погиб 41 человек. 37 пассажиров спаслись — часть из них госпитализированы.
После катастрофы поток критики со стороны экспертов и обывателей обрушился на спасшихся пассажиров самолета, которые попали на кадры видеосъемки бегущими от самолета с ручной кладью.
Их обвинили в том, что, спасая свои вещи, они стали причиной гибели тех пассажиров, которые остались в салоне далее 12 ряда.
Чем быстрее человек выберется из салона горящего самолета, тем выше его шансы на спасение.
«Самолет горит, плавится обшивка иллюминаторов! Не надо быть фаталистом, надо спасаться. И надо покидать самолет, иначе он взорвется — Самолеты горят [не больше] 90 секунд. Потом взрываются. За это время пассажиры должны покинуть горящий самолет, — рассказал «Газете.Ru» президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий Шелковников, приведя в пример случай с возгоранием Boeing 767-300 на взлетной полосе в Чикаго в 2016 году. -– Пассажиры там орали на тех, кто брал ручную кладь.
В итоге 169 человек спаслись за 60 секунд, после чего самолет взорвался».
По словам эксперта, сейчас прорабатываются предложения о нововведениях в плане безопасности полетов. Так, пассажирам при входе в самолет предлагается давать надеваемый на шею герметичный пластиковый конверт, в который бы можно было поместить самое необходимое – телефон, документы, кредитные карты. А бортпроводникам перед рейсом предлагается убеждаться не только в том, что ремень застегнут, но и в том, что на груди у пассажира есть этот конверт с важными личными вещами.
Возможно, предложат и строго наказывать за попытки пассажиров брать ручную кладь в случае нештатной ситуации. Сегодня ни одна российская авиакомпания не предупреждает об этом при инструктаже пассажиров, говорит он.
В поведении пассажиров в штатной и нештатной ситуации играет роль и различия в «культуре» западных и российских авиапутешественников.
«Почему те спаслись, а наши не спаслись? Да потому что там чаще летают, и они очень внимательно смотрят на стюардессу и затем они читают листочки с инструкцией – где находится запасной выход, и прочее, — пояснил Шелковников. – А наши люди делают что угодно, слушают музыку, когда стюардесса объясняет, где находятся аварийные выходы, выкидывают буклеты с инструкциями».