Сотрудники, которым приходится на работе улыбаться клиентам или скрывать раздражение, более подвержены алкоголизму, выяснили специалисты из Университета штата Пенсильвания и Университета Буффало. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Occupational Health Psychology.
Исследователи проанализировали данные опроса, посвященного стрессу на рабочем месте. В нем участвовали около 3000 американских работников, в том числе медсестер, учителей и сотрудников общепита. Ученых интересовало, как имитация и подавление эмоций сказываются на употреблении алкоголя в нерабочее время. Также они обратили внимание на импульсивность сотрудников и то, насколько часто им приходилось контролировать свои эмоции на работе.
Наиболее выраженной связь между поддельными эмоциями и запоями оказалась у импульсивных людей, работающих в сферах, где не происходит развития близких отношений с клиентами — например, у сотрудников колл-центров, которым приходится быть вежливыми и приветливыми, несмотря ни на что. Обычно в таких местах работают молодые люди, у которых нет социальных и финансовых выгод, окупающих такое поведение.
Профессор психологии Алисия Грэнди считает, что работодатели не должны принуждать сотрудников постоянно улыбаться клиентам.
«Фальсификация и подавление эмоций у работников оказались связаны с употреблением алкоголя в свободное время и плохим настроением, — говорит она. — Это не просто плохое самочувствие, которое заставляет их тянуться к бутылке. Чем больше они контролируют негативные эмоции на работе, тем меньше способны контролировать потребление алкоголя после нее. Если вы импульсивны или вам постоянно говорят, как вам делать свою работу, вам будет сложно сдерживать эмоции весь день, а когда вы придете домой, у вас не хватит самоконтроля, чтобы остановиться после одного алкогольного напитка».
По словам Грэнди, люди, занимающие более престижные и высокооплачиваемые должности, или же получающие иную отдачу от работы, пьют после работы меньше.
«Медсестры, например, могут подделывать эмоции по понятным причинам, — поясняет Грэнди. — Они стремятся утешить пациента или выстроить с ним отношения. Но кому-то приходится имитировать эмоции перед людьми, которых они видят в первый и последний раз, это не приносит морального удовлетворения и в конечном итоге становится утомительным».
Грэнди надеется, что результаты работы заставят работодателей пересмотреть свое отношение к сотрудникам.
Впрочем, если улыбаться не по принуждению, а по собственному желанию, можно стать более счастливым, считают исследователи из Техасского университета A&M.
Хотя в народе бытует мнение о том, что улыбка может сделать человека счастливее, эксперименты долгое время показывали противоречивые результаты, а психологи считали это предположение скорее популярным мифом, чем реально работающей практикой.
«Народная мудрость гласит, что, улыбаясь, мы чувствуем себя счастливее, а хмурясь — грустнее — поясняет ведущий автор исследования Николас Коулз. — Но психологи не соглашались с этой идеей на протяжении более 100 лет».
Ученые провели метаанализ 138 исследований за последние 50 лет, в них приняли участие более 11 тыс. человек со всего мира. Как оказалось, мимика все же способна оказать влияние на эмоциональное состояние, хоть и не слишком большое — улыбка заставляет человека чувствовать себя счастливее, угрюмое лицо — злиться, а нахмуренное — грустить.
«Эти результаты заставляют критически посмотреть на связи между нашими эмоциями и телом — может ли смена выражения лица изменить эмоции, которые мы чувствуем», — говорит соавтор работы психолог Хизер Ленч.
Исследователи предупреждают, что выявленный эффект довольно умеренный и его нельзя рассматривать как способ борьбы с депрессией и другими психическими расстройствами, влияющими на настроение.
«Мы не считаем, что с помощью улыбок можно проложить себе путь к счастью, — подчеркивает Коулз. — Но эти результаты дают ключ к пониманию того, как разум и тело взаимодействуют, формируя наше сознательное переживание эмоций. Нам еще многое предстоит узнать об этой взаимосвязи, но метаанализ немного приблизил нас к пониманию того, как работают эмоции».