Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Небритость мужчин и цитаты Хомейни»: как ислам изменил Иран

Почему 40 лет назад Иран стал исламской республикой

40 лет назад Иран официально сменил форму государственного устройства, став исламской республикой. В декабре 1979 года это изменение было внесено в новую конституцию. Теократический режим аятоллы Хомейни, пришедший к власти на волне революции, праздновал убедительную победу. Развернувшаяся исламизация затрагивала все сферы жизни.

1 апреля 1979 года Иран, где только что отгремели революционные события, был официально провозглашен исламской республикой. Новая форма государственного устройства, пришедшая на смену павшему монархическому режиму шаха Резы Пехлеви, утверждалась на референдуме, который состоялся в стране 30-31 марта. Бюллетень для голосования содержал только один вопрос: «Согласны ли вы с установлением в Иране исламской республики?» На него требовалось ответить «да» или «нет».

Многие противники такой формулировки и конкретно лидера революции аятоллы Рухоллы Хомейни бойкотировали плебисцит. В итоге свое мнение по важнейшему государственному вопросу решили выразить чуть менее 20,5 млн иранцев. Подавляющее большинство – 99,3% — высказались в пользу изменений.

В результате установления в Иране теократического режима мусульманского духовенства, роль ислама существенно выросла абсолютно во всех сферах жизни.

Уже через три недели, 22 апреля, по приказу Хомейни был создан Корпус стражей Исламской революции – элитное военно-политическое формирование из проверенных в столкновениях с шахскими гвардейцами сторонников аятоллы. Исход референдума предоставлял основания для создания в Иране мощного силового аппарата и введения исламских законов. Исламизация началась в политике, экономике и культуре. Женщинам категорически запрещалось носить одежду западного образца. Внедрялась система судопроизводства, основанная на положениях Корана и шариата. По отношению к левой оппозиции и национальным меньшинствам применялись карательные меры. Одновременно развернулся маховик репрессий генералов, офицеров и чиновников шахской эпохи. Многие из них были казнены без суда и следствия: людей вешали на деревьях подальше от посторонних глаз.

Новый курс внешней политики символизировал лозунг «Ни Запад, ни Восток». Иран демонстративно отказывался и от западных ценностей, и от марксистских идей, выбирая «третий путь» — теократию, которая практически для всей Европы давно являлась пережитком глубокой старины.

Главными врагами Ирана становились американцы, поначалу встретившие Исламскую революцию достаточно благодушно.

О коренных переменах в иранском обществе рассказывал в своей книге «Записки очевидца» переводчик советской проектно-изыскательной экспедиции Евгений Калинин, покинувший Тегеран 17 марта 1979 года и вернувшийся работать туда 12 лет спустя. По его воспоминаниям, теперь всех прибывших, во избежании проникновения в страну «нежелательных элементов», сверяли с какими-то списками, чего раньше не наблюдалось. Большое впечатление на автора произвели также сидевшие за столами в зоне досмотра женщины-контролеры в чадрах.

«На первый взгляд, Тегеран не изменился. Все вроде бы на своем месте, — писал Калинин. – Однако, если присмотреться повнимательнее, то обнаруживается, что многие здания запущены, давно не ремонтировались. На центральных улицах нет прежнего блеска и чистоты. Главная достопримечательность города – копры шахт строящегося метро. Повсюду висят плакаты с изречениями Хомейни. Некоторые мысли вождя подаются в стихотворной форме. Добрая половина из них антиамериканского содержания. Утверждается, например, что все беды иранского народа порождены империалистами США.

Стараюсь найти что-нибудь антисоветское. Но ничего подобного обнаружить не удалось.

Более всего удивляет массовое переименование улиц и площадей. Трудно оценить степень исламизации страны. Если судить по внешним проявлениям, то в первую очередь бросается в глаза небритость мужчин. Многие носят бородку, как у муллы. В установленные часы совершаются молитвы, причем даже в самых разных, неприспособленных для этого местах. В аэропортах, на железнодорожных вокзалах и везде, где происходит большое движение народа, теперь определены раздельные двери, на которых висят таблички: «Для братьев», «Для сестер», то есть, другими словами, отдельные выходы и входы для мужчин и женщин».

В современном мире исламскими республиками, помимо Ирана, считаются Афганистан, Пакистан и Мавритания.

После плебисцита признавалась недействительной конституция, по которой страна жила с 1906 года. Началась разработка новой: она была принята на референдуме 2-3 декабря 1979-го голосами 99,5% участников, несмотря на сопротивление светских националистов, суннитских меньшинств в Курдистане и других противников режима аятоллы Хомейни. По разным оценкам, против новой конституции выступало до 17% населения страны. Эти люди бойкотировали референдум.

Конституция закрепляла государственное устройство Ирана в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти. Конституционно было закреплено верховенство не только исламских принципов в организации законодательной, исполнительной и судебной власти, но и верховенство исламского духовенства в структурах государственной власти.

Воплощением монополизации духовенством политической власти явились те полномочия, которыми наделялся рахбар (руководитель) – глава страны. Рахбаром является общепризнанный факих – религиозный правовед, он контролирует деятельность всех ветвей власти.

После Исламской революции пост рахбара был пожизненно закреплен за аятоллой Хомейни.

Он получил право определять основные направления внутренней и внешней политики, назначать главу судебной власти, главнокомандующих вооруженными силами и внутренними войсками, главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции, подписывать указ о назначении президента, который избирается путем всенародного, прямого и тайного голосования, назначать шесть факихов в Наблюдательный Совет. Рахбар наделялся полномочиями объявлять войну и заключать мир, объявлять амнистию или смягчать приговор по предложению главы судебной власти.

Загрузка