Генеральный директор НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский подал в отставку со 2 августа, после того, как Следственный комитет России возбудил уголовное дело.
Кроме Лемешевского, СКР возбудил дело и против руководителя Дирекции правового обеспечения предприятия Екатерины Аверьяновой. Они обвиняются по части 4 статьи 159 УК РФ – в мошенничестве в особо крупном размере. По данным следователей, Лемешевский и Аверьянова
похитили 330 млн рублей, оплатив фиктивно оказанные юридические услуги адвокатской конторы «Третьяков и партнеры».
В НПО им. Лавочкина и по месту жительства фигурантов уголовного дела сотрудники СКР проводят обыски. При этом ни Лемешевский, ни Аверьянова пока не задержаны – суд не избрал меру пресечения. Исполняющим обязанности генерального директора научно-производственного объединения имени Лавочкина назначен заместитель генерального директора по безопасности Харун Карчаев.
В «Роскосмосе» заявили, что прокуратуре и СКР на стадии доследственной проверки оказывалось все необходимое содействие – по указанию гендиректора госкорпорации Дмитрия Рогозина. Кроме того, проводится проверка вопросов финансово-хозяйственной деятельности сроком до 3 августа. Материалы инспекции будут также направлены в распоряжение СКР. Более того, Рогозин распорядился проводить ежегодные аттестации руководителей институтов госкорпорации.
АО «Научно-производственное объединение им. С. А. Лавочкина» — предприятие российской ракетно-космической промышленности, входящее в структуру «Роскосмоса». Основная продукция НПО — космические аппараты и разгонные блоки, в частности — блок «Фрегат».
Это уже второе скандальное уголовное дело в «Роскосмосе» за последние две недели. В прошлую пятницу, 20 июля, в головном институте «Роскосмоса» — Центральном НИИ машиностроения прошли обыски по делу о государственной измене. В кабинеты некоторых сотрудников института, занимающегося, в частности, исследованиями и технологическими разработками в области ракетостроения, пришли сотрудники ФСБ. Обыск также прошел в московском офисе Объединенной ракетно-космической корпорации: здесь силовики явились в кабинет директора исследовательско-аналитического центра организации Дмитрия Пайсона.
Спустя сутки руководитель пресс-службы «Роскосмоса» Владимир Устименко заявил, что Пайсон подал заявление об увольнении. Обыски в кабинете Пайсона проходили из-за того, что он поддерживал дружеские связи с подозреваемыми. Сам он проходит по делу о государственной измене как свидетель.
23 июля стало известно, что по делу о госизмене в ЦНИИмаш был арестован 74-летний сотрудник института, кандидат физических наук Виктор Кудрявцев. Он подозревается в передаче секретных сведений о гиперзвуковых технологиях разведкам стран НАТО.
Кудрявцева арестовал Лефортовский суд Москвы по статье 275 УК РФ («государственная измена»). В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации, госизмена наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет, при этом осужденный обязан выплатить штраф — либо в размере до 500 тыс. рублей, либо его сумму будет составлять зарплата за три года. В случае же, если человек, совершивший государственную измену, не может выплатить штраф, подразумевается дополнительное ограничение свободы сроком до 2-х лет.
Стоит отметить, что обвиняемого в госизмене могут и вовсе освободить от уголовной ответственности, если он добровольно поможет органам госбезопасности.
Сейчас Кудрявцев содержится в одиночной камере под карантином. Сотрудники ФСБ пришли к нему в квартиру в Королеве «ни свет ни заря», и вывели из дома «толком не дав одеться». В СИЗО у ученого отобрали одежду и выдали черные куртку и штаны заключенного. Кудрявцев отвергает выдвинутые против него обвинения.
Сотрудник «Роскосмоса» уже не в первый раз становится фигурантом уголовного дела. В конце весны 2015 года по подозрению в государственной измене был задержан ученый-физик Владимир Лапыгин. 75-летнего (на тот момент) сотрудника института обвинили в том, что в 2011 году он передал Китайской Народной Республике «программный комплекс, позволяющий рассчитывать оптимальные аэродинамические характеристики гиперзвуковых летательных аппаратов»: эта информация представляет собой государственную тайну.
Сам Лапыгин свою вину отрицал, хотя и подтвердил, что переслал своему знакомому китайцу демонстрационную версию программы, чтобы фирмы КНР могли рассмотреть возможность ее приобретения.