У побережья Папуа — Новой Гвинеи на глубине 300 метров найдены обломки австралийской подводной лодки HMAS AE1, затонувшей 103 года назад, во время Первой мировой войны. Экспедиция была организована несколькими некоммерческими организациями, специализирующимися на изучении морской археологии и истории мореплавания Австралии, и поддержана Правительством Австралии.
Дизель-электрическая субмарина AE1 была первой подводной лодкой в составе военно-морского флота Австралии. Ее длина составляла 55 метров, масса — 800 тонн.
Прослужив всего семь месяцев, 14 сентября 1914 года она пропала без вести со всем экипажем в районе Восточной Новой Британии — провинции Папуа — Новой Гвинеи.
После начала Первой мировой войны подлодка вошла в состав Австралийских военно-морских экспедиционных сил, направленных для захвата Германской Новой Гвинеи, колониального владения Германской империи, существовавшего с 1885 по 1915 год. Она участвовала в оккупации германских территорий, в частности, в сдаче порта Рабаул на северо-восточном берегу Новой Британии 13 сентября 1914 года.
14 сентября около семи утра субмарина вышла из порта Рабаул вместе с еще одной подлодкой для патрулирования области вблизи мыса Газель. На ее борту находились 35 человек — капитан, два офицера и 32 матроса. Когда вечером лодка не вернулась из патруля, на ее поиски отправились несколько кораблей, которые не нашли ни следа пропавшей субмарины.
Пропажа подлодки стала первой крупной потерей Австралии в Первой мировой войне.
В 1970-х годах этой историей заинтересовался офицер Королевского австралийского военно-морского флота Джон Фостер. Он занялся первыми с момента исчезновения лодки организованными поисками. Гидрографическая съемка (исследование с помощью высокоточного эхолота) области, где затонула подлодка, позволила предположить вероятное местонахождение обломков. Но техническое оснащение корабля, использовавшегося для поисков, было недостаточно совершенным для получения более точных данных. В ходе дальнейших поисков, продолжавшихся вплоть до 1990-х годов, обломки так и не были найдены.
Фостер умер в 2010 году, все это время он не оставлял надежды найти обломки субмарины.
В 2002-2003 и 2007 годах было организовано еще несколько экспедиций, но по-прежнему безуспешно. Последняя экспедиция, организованная Фостером, состоялась в 2009 году.
Еще одну экспедицию в 2009 году организовал Морской музей Западной Австралии. В ходе экспедиции были найдены обломки другого судна, японского торгового корабля Keifuku Maru. Но следов AE1 снова не было обнаружено. Новые попытки поиска были предприняты в 2012, 2014, 2015 годах.
В декабре 2017 года состоялась уже тринадцатая по счету экспедиция. Предыдущие попытки сузили область поиска.
Исследовательское судно MV Fugro Equator менее чем за неделю обнаружило обломки субмарины на глубине около 300 метров у островов Дьюк-оф-Йорк, расположенных к востоку от порта Рабаул, между Новой Британией и Новой Ирландией.
Для поисков использовался в том числе подводный дрон, который и наткнулся на обломки. Команда корабля засняла подлодку с помощью глубоководной камеры.
«Это демонстрирует флоту постоянство взглядов, которых придерживаются моряки — мы всегда ищем и находим тех, кто стольким пожертвовал ради страны»,
— отмечает вице-адмирал Тимоти Баррет, командующий ВМС Австралии.
По мнению контр-адмирала Питера Бриггса, подлодка затонула из-за взрыва одной из восьми находившихся на борту торпед или пневмоциллиндра — из-за взрыва и столкновения с морским дном оказался поврежден корпус субмарины, и она пошла ко дну.
«Субмарина, видимо, ударилась о дно с такой силой, что с ее основания оторвало киль, и она клюнула носом, повредив обшивку.
Команда подлодка погибла очень быстро. Скорее всего, они даже не поняли, что их погубило»,
— считает он.
Выяснить, что именно произошло, можно будет в ходе дальнейших экспертиз.
«Мы нашли наших потерянных моряков, но понять, что конкретно привело к их гибели — это долгая работа, которая потребует дальнейших тщательных исследований обломков с использованием уже иного набора инструментов и технологий», — говорит Бриггс.
Поднимать подлодку на поверхность не планируется — она послужит могилой для погибших моряков. Ее точное местонахождение будет храниться в строгом секрете, чтобы предотвратить возможные разграбления.
«Старейшая тайна австралийского мореплавания раскрыта. Это была значимая трагедия для нас и наших союзников. Лодка, находившаяся в бесконечном патруле, теперь найдена. Я уверена, что это принесет успокоение семьям и наследникам членов команды, погибших на борту, — считает министр обороны Австралии Мариза Пейн. — Мы будем сотрудничать с правительством Папуа — Новой Гвинеи в ближайшие месяцы, чтобы рассмотреть вопрос о поминовении команды в знак почтения к ней и, что важно, о сохранности местоположения лодки».
Существует несколько причин, по которым поиски подлодки оказались столь долгими.
Из-за вулканической природы региона высота морского дна здесь весьма разнообразна, что приводит к ложноположительным срабатываниям эхолота. Кроме того, вулканическая активность является фактором, влияющим на магнитное поле и вызывающим нарушения работы магнитометров, также используемых для поиска. Также морское дно в этой области хранит множество обломков других кораблей, затонувших в ходе Первой мировой войны. И, наконец, из-за вулканической активности подлодка могла поменять местоположение.