Понимая ложность убеждений компаньона, обезьяны могут подсказать ему верный вариант действий, выяснили немецкие ученые. Их работа добавила новый факт к растущему массиву данных о том, что обезьяны способны понимать, о чем думают люди, и прогнозировать их поведение — а значит, похожи на нас больше, чем считалось ранее. Исследование было опубликовано в журнале PLOS One.
Исследователи из Института эволюционной антропологии им. Макса Планка провели эксперимент с группой из 34 бонобо, шимпанзе и орангутанов из Лейпцигского зоопарка. Каждая обезьяна была обучена открывать яркую пластиковую коробку с прозрачным окошком. Во время эксперимента обезьяна сидела перед двумя коробками, желтой и синей, окошко которой было обращено к ней.
Таким образом, обезьяна видела содержимое коробки, а экспериментатор — нет.
Экспериментатор должен был войти в комнату, сесть напротив обезьяны и показать ей маленький оранжевый предмет. Затем он помещал предмет в одну из коробок, махал на прощание обезьяне и выходил из комнаты.
Далее происходило одно из двух. В первом варианте экспериментатор возвращался с помощником, который на глазах экспериментатора перекладывал предмет из одной коробки в другую, комментируя свои действия и используя выразительную мимику. Во втором помощник приходил перекладывать предмет один.
Потом помощник уходил, а экспериментатор пробовал открыть ту коробку, которая была пустой, и якобы не мог с этим справиться. В 90% случаев обезьяна приходила на помощь. При этом в том варианте опыта, где экспериментатор выходил из комнаты, обезьяна в ¾ случаев открывала коробку с предметом вместо пустой. Если же помощник перекладывал предмет у экспериментатора на глазах, обезьяна выбирала коробку с предметом лишь примерно в половине случаев.
Исходя из результатов эксперимента, можно предположить, что обезьяны понимают разницу между ложными и истинными убеждениями и могут строить догадки о том, какова цель находящегося перед ними человека.
«Тем не менее, прежде, чем делать выводы о том, что обезьяны используют для этого понимание чужих убеждений, мы должны сначала исключить возможную альтернативную интерпретацию результатов, которая связана с хорошо задокументированным пониманием обезьянами чужого знания/незнания», — пишут исследователи.
Другими словами, обезьяны могли думать, что человек просто не знает, где находится объект, а не обладает ложным представлением о его местонахождении.
Поэтому спустя полгода исследователи провели еще один эксперимент, в котором поучаствовали 29 обезьян из первого. Теперь в эксперимент были включены и случаи, когда экспериментатор «не знал», где находится объект, и случаи, в которых он «заблуждался».
И снова обезьяны в ¾ случаев выбирали коробку с предметом, если экспериментатор «заблуждался», и лишь в половине случаев, если «не знал».
В прошлом году другая группа ученых доказала способность обезьян предугадывать чужие действия. Ученые записали движения глаз шимпанзе, бонобо и орангутанов, пока те смотрели видео, где человек в костюме Кинг-Конга разыгрывал другого человека.
Второй актер видел, как «Кинг-Конг» прячет похожий на камень предмет в стоге сена или прячется в нем сам. Когда человек уходил, «Кинг-Конг» мог перепрятать объект или сам перепрятаться.
Вернувшийся человек не знал, изменилось ли что-то, но это знали подопытные обезьяны. Выяснилось, что они смотрели туда, где человек в последний раз видел «Кинг-Конга» или камень, а не туда, где те находились на самом деле.
Обезьяны верно определяли наличие у человека ложных убеждений и ждали, что он двинется в неправильном направлении. Ранее способность замечать ложные убеждения считалась свойственной только людям.
Как отмечают исследователи, способность определять ложность и истинность убеждений у большинства людей развивается в 16–18 месяцев. Учитывая, что и люди, и обезьяны живут в обществах со сложной организацией, обладают почти идентичной ДНК и вплоть до 11–16 млн лет назад принадлежали к одному виду, такие возможности обезьян не удивляют ученых.