Год назад «Газета.Ru» рассказывала о необычном проекте, который ведется в Ливерморской национальной лаборатории США — одной из двух лабораторий в стране, задачей которой является разработка ядерного оружия.
Несколько лет назад Грег Сприггс, ныне сотрудник Ливерморской национальной лаборатории, начал спасать из небытия уникальные кинозаписи многочисленных испытаний термоядерного оружия, которые десятилетиями хранились в архивах и от старости уже начали приходить в негодность.
Начиная с 1945 по 1962 год США провели 210 атмосферных ядерных взрывов, пока они не были запрещены в 1963 году.
При этом все подобные взрывы снимались сразу на несколько кинокамер с частотой 2400 кадров в секунду. Спустя много лет около 10 тыс. этих пленок оказались разбросаны по всей стране в секретных архивах различных ведомств. Другая проблема состояла в том, что со временем хранящаяся кинопленка портится.
Пять лет назад Сприггс с командой энтузиастов, включающей специалистов по архивному киноделу и программистов, начали искать, рассекречивать, добывать и сканировать множество таких пленок. Их целью было сохранение сделанных полвека назад записей до того момента, пока их носители окончательно не превратятся в труху. Кроме того, возвращенные к жизни записи можно использовать сегодня, когда проведение подобных испытаний запрещено международными договорами, для оценки разрушительной силы существующих видов оружия.
За прошедшее время команде удалось локализовать место хранения 6500 из 10 тыс. кинопленок, записанных во время испытаний.
Порядка 4200 пленок были отсканированы, около 500 заново проанализированы, а с 750 уже снят гриф «секретно».
На днях первые несколько десятков оцифрованных кинозаписей испытаний Ливерморская лаборатория выложила в свой канал в YouTube. «Вы ощущаете запах уксуса, когда открываете коробки, — это продукт разложения подобных пленок, — рассказал Сприггс. — Мы знаем, что эти пленки находятся в шаге от разрушения, от того момента когда они станут уже бесполезными. Данные, которые мы собираем, должны сохраняться в цифровом виде, так как независимо от того, как вы храните эти пленки, они разрушатся, так как созданы из органического материала».
С самого начала ученые столкнулись с рядом технических сложностей. Когда Сприггс раздобыл первую пленку, у него не было подходящего сканера. Целый год понадобился на то, чтобы переделать для своих нужд сканер, аналогичный тем, что используются в голливудских киностудиях. Кроме того, ученым приходилось выискивать дополнительные сведения о том, где находилась та или иная камера в момент съемки, так как без этих данных полученная информация теряла ценность.
Сохранив уникальные записи, ученые не только спасли от небытия завораживающие кадры. С их помощью, используя современные компьютерные модели, они заново оценивают мощность зарядов, внося значительные поправки в сделанные полвека назад расчеты.
«Мы выяснили, что некоторые из прошлых оценок были неточны на 20–30 процентов. Кроме того, мы нашли в этих взрывах то, чего не видели раньше», — пояснил ученый.
К работе над проектом Сприггс привлек нескольких экспертов, одним из которых стал Джим Мой, специалист по обращению с редкими кинопленками. В профессиональных кругах он известен как человек, помогший Смитсоновскому институту сохранить одну из оставшихся копий фильма, запечатлевшего покушение на Джона Кеннеди.
По расчетам Сприггса, понадобится еще два года, чтобы отсканировать оставшиеся пленки и завершить процесс рассекречивания и анализа записей. «Невероятно, как много энергии там высвободилось. Мы надеемся, что нам никогда не придется снова использовать ядерное оружие. Я надеюсь, если мы сохраним эту историю и покажем, какой силой обладает это оружие, людям не захочется его использовать», — пояснил ученый.