С космодрома Байконур в четверг утром стартовала ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-05». Космический грузовик доставит на МКС около 2,5 тонны различных грузов, в том числе сухие грузы, топливо, воду и сжатые газы. Помимо научного оборудования и комплектующих для системы жизнеобеспечения в корабле находятся контейнеры с продуктами питания, предметы одежды, медикаменты и средства личной гигиены для членов экипажа.
Эта отправка грузовика к МКС была бы рутинным мероприятием, если бы не два обстоятельства, привлекающие внимание.
Утренний запуск стал последним в истории самой старой модификации легендарной ракеты «Союз» — «Союза-У».
Ракета, стартовавшая сегодня с площадки номер 1 (Гагаринский старт) и эксплуатируемая с 1973 года, стала самой массовой в отечественной истории освоения космического пространства. Всего с ее помощью было совершено 788 пусков, из которых 22 оказались аварийными. Это унифицированная ракета среднего класса, предназначенная для выведения на околоземную орбиту пилотируемых и грузовых кораблей «Союз» и «Прогресс» и различных космических аппаратов. Ее подтвержденный показатель эксплуатационной надежности составляет 0,985.
Кроме того, февральский запуск стал первым после аварии с предпоследней ракетой этого типа 1 декабря 2016 года, в которой был потерян грузовой корабль «Прогресс». Тогда грузовой корабль упал на территорию Тувы с третьей ступенью ракеты-носителя «Союз-У», во время работы которой и произошел отказ.
По результатам работы комиссии выяснилось, что наиболее вероятная причина аварии — вскрытие бака «О» (окислителя. — «Газета.Ru») третьей ступени в результате воздействия элементов, возникших при разрушении двигателя 11Д55 (РД-0110) из-за возгорания и дальнейшего разрушения насоса окислителя.
Разработчиком двигателя РД-0110 является воронежское ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики», а непосредственным производителем — Воронежский механический завод. Разработка двигателя началась еще в 1963 году, а в 1967-м он был запущен в производство. РД-0110 работает на керосине и жидком кислороде.
Декабрьская авария поставила под сомнение не столько надежность ракет «Союз-У», которых осталась одна штука, сколько надежность двигателя третьей ступени РД-0110. Ведь именно
этот двигатель сертифицирован для пилотируемых полетов, и именно он стоит на ракете «Союз-ФГ», на которой весной состоится следующий старт пилотируемой миссии к МКС.
В связи с этим уже в середине января «Роскосмос» принял решение заменить двигатели третьей ступени ракет-носителей «Союз-ФГ» и «Союз-У», предназначенные для запуска пилотируемого корабля «Союз МС-04» и грузового корабля «Прогресс МС-05». Вместо уже установленных двигателей были поставлены двигатели из другой серии, и, по-видимому, это сыграло свою роль — сегодняшний старт ракеты прошел без нареканий.
Впрочем, отказ от использования устаревшей ракеты «Союз-У» никак не связан с декабрьской аварией. «Надо понимать, что поэтапный вывод ракеты «Союз-У» из эксплуатации вообще никак не связан с аварией «Прогресса». Изначально было запланировано отстрелять все имеющиеся «Союзы-У» и тем самым перейти на модернизированные «Союзы 2.1а». К настоящему времени у «Роскосмоса» осталась только одна ракета «Союз-У», новые заказывать и не планировалось», — говорили в декабре в «Роскосмосе».
О том, что ракета снимается с производства, было объявлено еще в 2015 году.
«В связи с тем что ракеты-носители «Союз-2» и «Ангара» позволяют в полном объеме обеспечить потребность в запусках космических аппаратов, отпала необходимость в поддержании и эксплуатации устаревших ракет, таких как «Циклон», «Космос», «Союз-У» и «Молния». Данные типы ракет сняты с производства, и, соответственно, применение их прекращено», — заявил тогда начальник космодрома Плесецк Николай Нестечук.