Пароли и PIN-коды как способы защиты личной информации постепенно остаются в прошлом. Хакеры и киберпреступники научились взламывать даже самые сложные последовательности символов. К тому же длинный пароль пользователи могут забыть или потерять бумажку, на которой записана комбинация нужных цифр.
Биометрическая аутентификация устраняет эту проблему: пользователю больше не придется заучивать длинные пароли.
Теперь он сам, а точнее, его лицо и голос, становятся паролем.
Внедрить биометрическую аутентификацию – подтверждение личности по уникальным физическим характеристикам – решил банк ВТБ24. По замыслу, это защитит клиентов банка в системах дистанционного обслуживания от киберпреступности – преступности в виртуальном пространстве, среди которой чаще всего встречаются кражи при совершении онлайн-платежей. По словам генерального директора «ЦРТ-Инновации» Дмитрия Дырмовского, биометрическая аутентификацию касается как телефонного обслуживания (обслуживания через контакт-центр), так и веб-канала (интернет- и мобильного банка).
«Использование бимодальной биометрии в дистанционных каналах уже становится отраслевым стандартом. С одной стороны технологии «ЦРТ-Инноваций» сводят к минимуму риск мошенничества, а с другой, упрощают доступ к финансовым сервисам ВТБ24. Также нужно отметить, что сбор и обмен биометрической информацией вскоре станет обычным процессом и позволит банкам реализовать новые естественные способы коммуникаций с клиентом. Я рад, что старт этому проекту был дан в 2016 году на площадке «Сколково» при самом активном участии руководства Фонда, группы ВТБ и «ЦРТ-Инновации», – прокомментировал Павел Новиков, директор центра финансовых технологий Фонда «Сколково».
Почему именно мобильное приложение?
Более полутора миллиона клиентов ВТБ24 пользуются мобильным приложением банка. В нем операции со своим счетом пользователи совершают даже чаще,чем в интернет-банке. Клиенты готовы доверять мобильному приложению, в том числе при операциях с большими суммами.
ВТБ24 решил лучше защитить счета пользователей, снизив финансовые риски, как для клиентов, так и для себя.
Популярная биометрия по отпечатку пальца оказалась недостаточно универсальной из-за того, что не все мобильные устройства оснащены сканером отпечатков.
Выбор ВТБ24 пал на биометрию по голосу и лицу. В большинстве современных устройствах есть камеры и встроенные микрофоны, поэтому дополнительное оборудование для считывания информации не требуется. Кроме того, использование двух технологий — и особенно разработанного «ЦРТ» детектора живого пользователя — сводит возможность мошенничества к минимуму, предлагая абсолютно новый уровень безопасности.
«В прошлом году представители руководства и эксперты банка ВТБ во главе с заместителем президента-председателя правления банка Ольгой Дергуновой дважды – в июле и в декабре – приезжали в «Сколково» для знакомства с разработками наших резидентов в сфере финтеха. И вот уже сегодня некоторые из этих разработок, в том числе бимодальная биометрия от компании «ЦРТ-инновации», нашли применение в работе банка. Мы рады тому, что доказали эффективность нашего взаимодействия с группой ВТБ, и гордимся тем, что банк выбирает наши технологии для создания новых конкурентных преимуществ и сервисов для клиентов. Уверен, что уникальные разработки наших резидентов помогут ВТБ оставаться лидирующей финансовой группой страны», – сообщил Игорь Богачев, вице-президент и исполнительный директор ИТ-кластера Фонда «Сколково».
«Дорожная карта» проекта
В сентябре 2016 года эксперты банка приняли решение о запуске пилотного проекта, и уже в декабре сотрудники банка смогли принять участие в тестировании бимодальной биометрии.
В ВТБ24 отмечают, что при проведении пилота они не отказались от традиционных способов аутентификации (логина и пароля, отпечатка пальца, одноразовых Push/SMS кодов).
Биометрическая проверка выступает в качестве дополнительного уровня защиты.
В январе 2017 года ВТБ24 сформировал фокус-группу более чем из тысячи клиентов – пользователей мобильного приложения банка. Специалисты хотят проверить, готовы ли клиенты заходить в приложение по голосу и лицу, какой должна быть окружающая среда для эффективной работы технологии (например, что произойдет, если клиент находится на улице или в метро), насколько неразборчивой может быть речь клиента, чтобы аутентификация все же прошла успешно.
К 1 апреля пилот планируется завершить и подвести итоги: насколько бимодальная биометрия эффективна, удобна и востребована как способ аутентификации в мобильном банке ВТБ24.
«Уже сейчас мы понимаем, что будем рекомендовать клиентам пользоваться дополнительной проверкой с помощью биометрии в случаях, когда высок риск мошенничества или при больших суммах транзакций. Тогда она однозначно оправдана. Если условия внешней среды неблагоприятны для биометрического подтверждения личности, от нее можно будет отказаться и пройти проверку стандартным способом. Этого никто не отменяет», – говорит Дмитрий Ющенко,руководитель проекта отдела дистанционных сервисов департамента банковских и информационных технологий ВТБ24.
По итогам пилота специалисты планируют сформулировать «дорожную карту» использования биометрии в различных каналах взаимодействия клиента с банком. По мнению представителей ВТБ24, будущее дистанционного обслуживания в особом подходе к коммуникации с клиентом, при котором клиент сам выбирает наиболее удобный для себя канал совершения операции.
Специалисты уверены, что биометрическая аутентификация по голосу и лицу найдет отклик среди клиентов, сочетая в себе удобство и безопасность.