Тому, кто хочет получить «Оскар», следует быть американским актером и сниматься в фильме, отображающем реалии американской жизни. К такому выводу пришли в последнем исследовании психологи из Квинслендского университета. Результаты работы были опубликованы в журнале British Journal of Psychology.
Группа исследователей провела масштабный анализ характеристик актеров и актрис, которым Американская академия кинематографических искусств и наук присудила премию «Оскар», и тех, которые получили британскую премию BAFTA.
«Если верить речам победителей, то для них получение «Оскара» или BAFTA — одно из наиболее значимых событий в актерской карьере. Номинанты на премию отмечают, что для них «честь быть даже номинированными».
Номинации и награды явно зависят от качества исполнения роли. Однако насколько они зависят от способности судей распознать это качество?» — задаются вопросом авторы исследования.
BAFTA (The British Academy of Film and Television Arts) вручается Британской академией кино и телевизионных искусств за достижения в области кинематографии, телевизионного искусства, компьютерных игр и искусства для детей с 1948 года. «Оскар» с 1929 года вручается деятелям киноискусства за их вклад в создание кинофильмов.
Всего группа исследователей проанализировала данные 908 номинантов с 1968 года, включая 97 победителей, получивших «Оскар», и столько же, получивших BAFTA. Количество номинантов на «Оскар», оставшихся без заветной статуэтки, составило 383 актера, на BAFTA — 331.
Выяснилось, что актеры из США получили более 50% обеих премий.
Однако вероятность победить была выше, если актеры принадлежали к той же социальной группе (имеется в виду в том числе и гражданство), что и судьи. Так, американцы получили 52% BAFTA и 69% «Оскаров», в то время как британцам досталось всего 18% «Оскаров», но 34% BAFTA.
Доктор Никлас Штеффенс, ведущий автор исследования, поясняет: «Мы много знаем о факторах, которые увеличивают способность человека сыграть выдающуюся роль. Но вот почему то или иное произведение выглядит выдающимся — это уже другой вопрос. На него-то мы и хотели ответить в этом исследовании.
Результаты показывают, что, кажется ли произведение исключительным, зависит не только от его объективных характеристик. Зрители с намного большей вероятностью посчитают произведение блестящим, если актеры окажутся с ними в одной социальной группе».
Оказалась важна и национальность. Так, среди номинантов на «Оскар» доля американцев составила 78%, и они получили 67% наград. Аналогичная ситуация оказалась и с BAFTA: более родные для судей британцы составляли 42% номинантов, и 31% в итоге получил премию.
«Принадлежность к одной социальной группе становится еще более важной, когда оценочное значение индикаторов качества возрастает — то есть когда мы оцениваем что-то не просто как нечто отличное, а как выдающееся, — объясняет Штеффенс.
— Поэтому американские актеры оказываются номинированы на «Оскар» в двух третях случаев, но при этом в итоге получают четыре из пяти статуэток».
Еще одним значимым мерилом успешности фильма оказался фон, на котором разворачиваются события.
88% «Оскаров» получили актеры, которые играли в фильмах, изображавших американскую культуру. Доля обладателей премии, снявшихся в фильмах, изображавших жизнь и быт других стран, составила лишь 26%. С BAFTA расклад был аналогичным — ее обладателями стали актеры, в 80% случаев игравшие в фильмах о британской культуре.
Как говорит Штеффенс, «широко распространено убеждение, что оригинальным и выдающимся в наших глазах фильм делают некие объективные качества. Но на самом деле на наше решение сильно влияет наша принадлежность к социальной группе, которая является основой для понимания мира».
Также он отмечает, что «раз мы понимаем, что восприятие творчества связано с нахождением актеров и судей в одной социальной группе, то совершенно неудивительно, что фильм, посвященный сложностям жизни исполнителей в Голливуде («Ла-Ла Ленд»), оказался номинирован на множество крупных наград в США».