Чтобы получить «Оскар», надо сначала на него номинироваться. Учёные выяснили, как сделать это по-научному. Если вы известная актриса, получали статуэтку ранее, но остались без неё в прошлом году, а в году текущем сыграли в драматическом фильме оскароносного режиссера в окружении малоизвестных актёров, ваши шансы на номинацию гораздо выше, чем у никому не известного актёра, сыгравшего одну из главных ролей в комедии рядом с прежними обладателями «Оскара».
Кажется очевидным. Однако калифорнийским социологам удалось подсчитать, насколько выше шансы: примерно в сто раз.
Согласно результатам работы, проведенной экспертами центра социологических исследований Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA), шанс номинироваться на «Оскар», ежегодную премию Американской академии киноискусства, в этом году выше у актрис и актёров, сыгравших в драматических фильмах, которые к тому же рекламировали крупные дистрибуторы. К такому нехитрому выводу эксперты пришли, проанализировав степень успеха около 20 тысяч фильмов.
По словам одного из авторов исследования, профессора социологии Габриэля Россмана, в этом году основными победителями станут актеры и актрисы, сыгравшие драматические роли. Кроме того, участие известной компании-дистрибутора, купившей права на фильм, также может повлиять на решение академии.
«Шансы актера на получение престижной награды формируются задолго до того, как кинокомпания покупает сценарий и предлагает его режиссеру, и много раньше, чем фильм выходит в прокат. Это удивительно, как много дополнительных факторов кроме индивидуального таланта артиста влияют на решение о его или её номинации на «Оскар», — отмечает ведущий автор исследования Николь Эспарса из Гарварда.
В ходе своего исследования Россман и Эспарса использовали один из самых крупных веб-сайтов о кинематографе — «Базу данных фильмов в интернете» (Internet Movie Database, IMDb), которая на сегодняшний день содержит информацию о 450 тысячах фильмов.
Исследователей интересовали фильмы, снятые с момента основания в 1927 году в штате Калифорния Американской академии киноискусства и вплоть до 2005 года. Анализируя информацию о кинолентах, которые были номинированы на «Оскар», учёные старались понять, какие условия должны выполняться, чтобы те или иные актеры имели больше шансов на номинацию.
Учёные обращали внимание на количество подобных фильмов, появлявшихся ежегодно, и на то, какие киностудии и дистрибуторы стояли за каждой выпущенной кинолентой. Также исследователей анализировали жанр фильма, особенности проката картины, пол заинтересовавшего их исполнителя, количество контрактов, который этот исполнитель уже заключил за годы своей кинокарьеры. Не остались без внимания и такие факторы успеха, как количество номинаций на «Оскар» у режиссеров и сценаристов фильма.
В результате исследователи выяснили: на номинацию актера в значительной степени влияет жанр фильма, в котором он сыграл. Чаще всего академики присуждают награду исполнителям, появившимся в кинолентах с серьезным сюжетом, в драмах, в которых, однако, могут присутствовать нотки юмора и комичности.
Такой вывод социологи согласны подтвердить данными IMDb. Исследовав 19 351 номинированный на «Оскар» фильм и игру появившихся в них 39 518 актеров, учёные заявили, что актер, сыгравший в драматической ленте, имеет в 9 раз больше шансов номинироваться, чем тот исполнитель, который предпочел смешную комедию.
Кроме того, на номинацию актера или актрисы влияет и количество фильмов, выпущенных за год: лучше номинироваться тогда, когда на экранах появилось не так много фильмов, поскольку конкуренция в таком случае ниже, резонно советуют социологи.
Тем временем пол также играет роль в номинировании исполнителя. Актрисы номинируются в два раза чаще, нежели актеры, и причина кроется в том, что в фильмах традиционно присутствует значительное количество мужчин-актеров и довольно-таки небольшое число женщин, чьи роли могут заинтересовать академиков. И актеры, и актрисы могут получить одинаковое количество статуэток, однако у прекрасных дам выше шансы номинироваться на как можно большее число «Оскаров».
Далее, чем выше мастерство исполнителя оценивалось в его предыдущих работах, тем вероятнее, что он номинируется на получение заветной награды. Если актер или актриса уже заслуживали высокие оценки академиков, её или его шансы на номинирование в этом году удваиваются.
Кроме того, если «раскручиванием» ленты занимается солидная, известная фирма-дистрибутор, то шансы актеров появиться в итоговом списке номинантов также возрастают вдвое. Шансы стать номинантом высоки и у тех, кто уже номинировался на «Оскар» в прошлом году, замечают эксперты.
«Это то, что у социологов называется «эффектом Матфея» (по высказыванию Христа: «ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не имеющего отнимется и то, что имеется», Мф, 25:29). Все новых почестей удостаиваются чаще всего не новички, а те, кто уже известен, и подобная закономерность работает и в случае с актерами», — замечают авторы.
Наконец, участие в картине, снятой ранее номинированным на «Оскар» режиссером по сценарию, подготовленному ранее номинированным на «Оскар» сценаристом, также прибавляет шансов на успех. Здесь работает «эффект Роберта Форстера», названный в честь непримечательного характерного актера Роберта Форстера, который оставался никому не известным исполнителем, пока в 1997 году не сыграл роль охотника в фильме «Джеки Браун». Фильм был снят оскароносным Квентином Тарантино, который также написал сценарий к ленте, а партнерами Форстера выступали обладатель статуэтки Роберт де Ниро и номинант Сэмюель Джексон.
В результате Форстер, который к этому моменту уже успел сыграть во множестве кинолент, впервые был замечен и номинирован в категории «Лучшая мужская роль второго плана». Впрочем, если исполнитель работает с известными актерами, режиссерами или сценаристами, которые уже номинировались на «Оскар», он может и не получить приз в номинации «Лучшая мужская/женская роль года». Такую высокую награду, скорее всего, получат те самые «звезды», однако шансы на получение наград за роль второго плана действительно возрастают.
Впрочем, как заметили исследователи, некоторые результаты их работы оказались удивительны. В частности, выяснилось, что на появление в списке номинантов не сильно влияют связи в киноиндустрии. По словам социологов, актеры и актрисы, которые годами работают с членами Американской академии киноискусства, не имеют никаких преимуществ перед теми коллегами, которые не обладают столь серьезными связями. Актер может знать всех киноакадемиков лично, но это не влияет на их выбор в его пользу, считают социологи.
Напомним, 80-я церемония вручения «Оскара», как ожидается, пройдет 24 февраля, однако полный список фильмов и актеров, претендующих на получение премии, будет известен уже завтра, во вторник, 22 января (по времени западного побережья США). Они будут объявлены на церемонии в здании театра Samuel Goldwyn Theater в Беверли-Хиллз.