Одна из самых известных загадок криптографии последних десятилетий — это знаменитая рукопись Войнича. Множество лингвистов и математиков бьются над его расшифровкой, но пока безуспешно.
Однако, похоже, в деле о таинственном кодексе наметился долгожданный прорыв.
Манускрипт Войнича — это загадочная рукопись XV века, над расшифровкой которой ученые бьются уже не один десяток лет. Ее приобрел в 1912 году антиквар Вильфрид Войнич, чьим именем она и названа. А в 1969 году букинист Ханс Краус, ранее выкупивший манускрипт у наследницы Вильфрида Этель Войнич, подарил его библиотеке редких книг Бейнеке Йельского университета, где старинный кодекс и хранится по сей день. С этого момента начинается история изучения и расшифровки загадочного текста.
Рукопись содержит 240 страниц тонкого пергамента. Страницы пронумерованы, но, скорее всего, значительно позже написания книги. Пробелы в нумерации, по всей видимости, означают, что часть листов была утеряна еще до обретения книги Войничем. Изначальный кодекс содержал как минимум 242 страницы. Кроме текста, в рукописи в изобилии представлено множество грубовато раскрашенных иллюстраций.
По результатам радиоуглеродного анализа ученые установили, что пергамент для рукописи был изготовлен между 1404 и 1438 годами.
Косвенно эту оценку подтверждает единственная реалистичная иллюстрация кодекса — изображение города с крепостной стеной с зубцами типа «ласточкин хвост». Такие стены были широко распространены в Италии в первой половине XV века.
Манускрипт написан уникальным алфавитом, более не встречающимся нигде в мире. Но в то же время почерк устойчив и четок, как если бы алфавит был привычен писцу и он понимал, что пишет. Первые исследования книги показали, что текст подчиняется некоторым фонетическим и орфографическим правилам. Одни знаки появляются почти в каждом слове (как гласные в русском или английском), некоторые никогда не следуют за другими, а какие-то могут удваиваться в слове (как два «н» в слове «длинный»). В то же время текст имеет отличия от европейских языков.
Кодекс почти не содержит слов длиной более десяти букв или, наоборот, одно- и двухбуквенных слов.
Внутри слова буквы также распределены необычно: одни знаки появляются только в начале слова, другие только в конце. Такие синтаксические особенности роднят текст манускрипта с арабским языком или некоторыми языками Восточной Азии. В 1976 году физик Уильям Беннетт провел частотный анализ текста рукописи. Оказалось, что частотная повторяемость слов соответствует закону Ципфа, что характерно именно для естественных языков, то есть языков для общения между людьми.
Закон Ципфа — это особая закономерность распределения слов в естественном языке, по которой частота встречаемости в тексте каждого слова будет обратно пропорциональна его порядковому номеру. Например, второе по используемости слово встречается примерно в два раза реже, чем первое, третье — в три раза реже, чем первое, и так далее.
После первых неудачных попыток дешифровки рукопись Войнича стала одной из самых известных загадок криптологии. За десятилетия исследования текста математики, лингвисты и криптографы так и не пришли к единому мнению о природе кодекса. Написана ли книга на естественном языке, филигранная ли это подделка или особый хитрый шифр, до сих пор неизвестно. Также дискуссионным остается вопрос об авторстве кодекса. В разное время высказывались предположения о Роджере Бэконе, Леонардо да Винчи и даже инопланетянах. В надежде подключить новых людей к разгадке тайн манускрипта в августе 2016 года испанское издательство Siloe получило право опубликовать 898 точных копий манускрипта.
При создании копий будет использоваться специальная состаренная бумага, максимально повторяющая структуру оригинального пергамента. Копии будут разосланы в крупнейшие библиотеки мира.
Однако Гордон Рагг из Килского университета в Великобритании убежден, что исследователи попусту тратят время. После десяти лет изучения таинственного текста в статье, опубликованной в журнале Cryptologia, он пришел к выводу, что
подобную подделку не так уж сложно изготовить.
«Мы уже много лет знаем, что слоги в тексте стоят не случайным образом. То есть я хочу сказать, что есть способ получить бессмысленный текст, который не будет казаться случайным при статистическом анализе, — поясняет он. — Это похоже на игральные кости. Если вы бросаете кубики, то у вас есть шесть вариантов символа».
С помощью так называемой решетки Кардано — особого инструмента для шифрования и дешифрования текста — Рагг попытался воссоздать текст, аналогичный тексту из кодекса. Для этого исследователь собрал все встречающиеся символы и слоги рукописи в одной таблице, заранее определив, какие символы мы считаем корнями слов, а какие суффиксами и приставками. После этого Рагг изготовил несколько картонных решеток с отверстиями для символов. Перемещая решетки по таблице и записывая получившиеся символы, исследователь получил текст, аналогичный тексту книги Войнича.
Статистический анализ показал, что искусственный текст тоже хорошо соответствует закону Ципфа, как если бы это был естественный язык.
На основании проведенного исследования Гордон Рагг утверждает, что загадочный кодекс не более чем мистификация какого-то средневекового шутника.
Но многие исследователи не согласны с доводами Рагга. Марсело Монтемурро из Университета Манчестера в Великобритании доказывает, что рукопись все-таки содержит осмысленный текст. В интервью New Scientist он объяснил, что кодекс Войнича слишком сложный, чтобы быть просто мистификацией. Монтемурро обнаружил статистически значимые сходства текста в части, где присутствуют ботанические рисунки, и в фармацевтической части рукописи.
По предположению ученого, текст и рисунки имеют смысловую связь.
«Это означает, что, кто бы ни делал эту мистификацию, он должен был быть в курсе этих тонкостей текста, которые не видны, если просто на него взглянуть,» — пояснил Монтемурро. Ученый также заметил, что для доказательства поддельности текста нужно объяснить все его особенности.
Кстати, известность манускрипта Войнича породила целую волну подражаний, самое известное из которых — Codex Seraphinianus. Это книга, написанная и проиллюстрированная итальянским архитектором и промышленным дизайнером Луиджи Серафини в конце 1970-х годов. Также до сих пор она не расшифрована.