Кумранские рукописи были написаны, по крайней мере частично, именно там, где они были найдены: авторами их были ессеи — иудеи-сектанты, жившие в Кумране, на берегу Мертвого моря, с III века до нашей эры по I век нашей эры. О происхождении свитков, найденных (в 1947-м и позднее) в пещерах Кумрана, вади Мурабба'ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Массаде, ученые спорят последние 50 лет. Половина экспертов приписывает их ессеям, а другая половина — беженцам из Иерусалим, спасавшим рукописи от нашествия римлян в начале нашей эры.
Новое исследование показало, что ткани, которыми переложены свитки, сделаны из льна, а не шерсти, которая была гораздо более распространена в древнем Израиле. Кроме того, на них отсутствуют украшения (некоторые вообще кипенно-белые), хотя ткани того времени отличались яркостью цветов. Эти и другие факторы подвели исследователей к выводу, что именно ессеи были «авторами» рукописей.
Кумранские свитки из числа важнейших известных человечеству письменных источников древности.
Первые из 900 рукописей были обнаружены пастухом-бедуином в 1947 году. Их возраст различается: от 70 года н. э. до третьего века до н. э. Свитки содержат важнейшие литературные источники древности: ранние копии еврейской Библии, религиозные гимны, псалмы, календари.
Новый виток дискуссии о происхождении свитков дала свежая публикация Орит Шамир и ее коллег из израильского Университета имени Бар-Илана в журнале Dead Sea Discoveries, посвященная сравнению образцов льняных свитков из 11 пещер в Кумране со свитками аналогичного периода, найденными в других частях Израиля.
Существенный прорыв в исследовании Кумранских рукописей (они же Свитки Мертвого моря) был сделан в 2010 году, когда современное спектрометрическое исследование пергамента некоторых из них указало на совпадение места их создания и находки. Тогда локализацию провели по составу воды, которая в изобилии требуется для производства пергамента — обработанной бычьей кожи.
Концентрация хлора и брома в свитках соответствовала составу воды в источниках вблизи Кумрана.
В 2007 году исследование шерстяных свитков аналогичного периода, найденных в пещере к югу от Кумрана, показало, что они не были связаны с обитателями этих мест и действительно прибыли из Иерусалима. Поэтому группа Шамир сосредоточилась на изучении 200 свитков, найденных непосредственно в пещерах у Мертвого моря, в Кумране.
Исследованиям подверглись не только рукописи, но и фрагменты ткани, в которые они были упакованы. Оказалось, что эти ткани когда-то использовались для одежды, а потом были разорваны на кусочки для «укутывания» свитков в горшках. Простота белых тканей бывшей одежды без каких-либо декораций указывает на простоту одежд жителей Кумрана.
«Они хотели отличаться от римского мира: вели очень скромный образ жизни, не носили ярких одежд, использовали светлые одноцветные ткани»,
— отметила Шамир. Таких взглядов придерживались и небедные люди, которым, вероятно, когда-то принадлежали ткани: все, кроме одной, были достаточно новыми, без заплаток, которые служили хорошим индикатором экономического состояния жителей. Так, ткани, обнаруженные в так называемой Пещере писем, которую использовали как пункт обороны против римлян, в изобилии покрыты заплатами.
Профессор Университета Айовы Роберт Карджилл, занимавшийся археологическими раскопками Кумрана и исследованием найденных там монет и стекла, согласен с тем, что его жители были обеспеченными людьми. Он полагает, что там изготавливали керамику, в том числе на продажу. Другими источниками дохода могли быть животноводство и пчеловодство.
Судьба Кумрана в римский период тоже остается предметом дебатов. Высказываются самые разные мнения: он мог быть важным опорным пунктом борьбы местного населения против римлян либо, наоборот, был покинут военными с приходом римлян и заселен сельским населением, либо стал центром сектантов-ессеев.
Так или иначе, свитки не могли быть спрятаны в пещере беженцами из Иерусалима: в этом случае среди тканей должна была оказаться шерсть, уверена Шамир, тем более именно она найдена среди вещей беженцев в Пещере писем. Ее оппоненты утверждают: лен мог быть выбран специально для хранения религиозных текстов либо «достаться» свиткам от хранивших их священников, которые носили лен. Вместе с тем
найденные ткани хорошо согласуются с древними описаниями одежд ессеев, сделанными Иосифом Флавием:
«Ессеи считали нужным сохранять кожу сухой и всегда одевались в белое». Он также говорит о бережливости ессеев, скромности одежд ессеев и коммунистическом, распределительном ведении хозяйства. В пользу религиозного значения Кумрана и, соответственно, принадлежности ему религиозных текстов говорит еще один фактор — преобладание мужского населения над женским. На месте раскопок, несмотря на наличие тканей и гончарного производства, не обнаружено ткацких станков. Между тем производство тканей — исконно женское ремесло. Скорее всего, используемый в Кумране текстиль производился в его окрестностях, а в самом поселении женщин было очень мало.