По сравнению с прошлым годом российских высших учебных заведений в рейтинге Times Higher Education существенно прибавилось:
к тринадцати вузам, вошедшим в рейтинг 2015 года, примкнули еще одиннадцать.
Из 24 университетов 16 участвуют в Проекте 5-100, основная задача которого — повышение конкурентоспособности ведущих российских университетов на мировом рынке образовательных услуг и исследовательских программ.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, занимавший 161-е место, в этом году спустился на 188-ю позицию рейтинга. Остальные отечественные вузы не вошли в первые две сотни лидеров.
Тем не менее можно говорить об успешном продвижении Московского физико-технического института, который входил в группу 501-600 в 2015 году и оказался в группе 301-350 по результатам нового исследования.
«Особенно выросли показатели, связанные с научной репутацией и цитируемостью, что стало следствием открытия большого количества высокоэффективных лабораторий, и традиционно сильной для Физтеха стороной - образовательной репутацией. Теперь мы занимаем 2 место в России после МГУ» - прокомментировал проректор по научной работе и стратегическому развитию МФТИ Тагир Аушев.
На сто мест в рейтинге поднялся Томский государственный университет, вошедший в группу 501-600, в то время как Томский политехнический университет оказался в той же группе, но при этом опустившись в рейтинге на 250 мест.
Из впервые оказавшихся в рейтинге вузов особого внимания заслуживает стремительный взлет Университета ИТМО (группа 351-400) и Высшей школы экономики (группа 401-500). «Приятно видеть, как дебютируют в списке Университет ИТМО и Высшая школа экономики на уровнях 351-400 и 401-500 соответственно. Отчасти это обусловлено тем, что Россия больше чем когда-либо признает важность участия в мировых рейтингах», – сказал Фил Бэйти, главный редактор рейтинга Times Higher Education. Ректор ИТМО Владимир Васильев сообщил, что такой успешный дебют университета нельзя назвать резким скачком, так как у ИТМО есть программа стратегического развития, которую он успешно реализует, и текущая позиция в рейтинге — первые ее результаты. «С каждым годом наши показатели будут только наращиваться. Мы будем двигаться к цели. Пока не будем говорить о топ-100, но в топ-200 будем стремиться попасть», — сказал Владимир Васильев.
Помимо них в рейтинг до 2016 года не входили Университет Лобачевского, Российский университет дружбы народов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова и Сибирский федеральный университет, занявшие позицию в группе 801+ наравне с Уральским федеральным университетом и Московским институтом стали и сплавов. Последние два вуза входили ранее в группу 601-800.
Деятельность университетов оценивается по 13 критериям, которые сгруппированы по пяти направлениям: преподавание, исследования, цитирование, международное взаимодействие и доход от производственной деятельности.
Все 13 показателей имеют разный вес при составлении итоговой оценки, и наибольшее значение при составлении рейтинга THE имеют цитируемость научных публикаций, а также академическая и научная репутация.
Присутствие российских университетов в мировых рейтингах обсуждалось в ходе дискуссии, организованной Проектом 5-100 в сотрудничестве с Благотворительным фондом Владимира Потанина в начале сентября 2016 года, на которой присутствовали в том числе представители вузов, впервые попавших в рейтинг THE. Михаил Антонов, директор Проектного офиса Проекта 5-100, прокомментировал: «В 2012 году, когда уже существовал указ президента о проекте, но реализован он еще не был, у некоторых возник вопрос: смогут ли отечественные вузы попасть в топы мировых рейтингов?
Тогда вместе с одной аудиторской компанией мы провели небольшое исследование — взяли, как нам казалось, двадцатку лучших российских университетов, из которых большинство потом оказались в проекте, и попросили провести анализ по нескольким критериям: с какими темпами в течение десяти лет надо расти российским университетам, чтобы достигнуть границы мировой сотни. К сожалению, согласно финальному докладу, ни один из двадцати вузов даже теоретически не смог бы попасть в рейтинги по репутации.
«Для ВШЭ фронтальное движение в сторону интернационализации было характерно еще задолго до программы 5-100, и запуск программы органично лег на стратегию. Это нормальная траектория исследовательского университета. Но необходимость карабкаться по этим рейтингам мы осознали позже, — поделился Вадим Радаев, первый проректор НИУ ВШЭ. — Мы осознаем ущербность рейтингов, но при этом стремимся попасть в них и гордимся первыми успехами. Всеобщее помешательство на рейтингах объясняется тем, что деваться от них некуда, институция принципиально непрозрачная, и невозможно оценить качество образования — его нужно оценивать либо на входе по качеству абитуриентов, либо на выходе по разным показателям. Инструменты несовершенны — при помощи логарифмической линейки мы пытаемся измерить честь и совесть».
«Университет ИТМО не привязывает свою стратегию развития к рейтинговой системе, но за время участия в Проекте 5-100 трансформировался и визуально, и содержательно, и с точки зрения человеческих ресурсов, — рассказала Дарья Козлова, проректор по международной деятельности Университета ИТМО. — Я не открою Америки, если скажу, что бренд — это то, что делаем мы сами и на что мы можем повлиять, в том числе и посредством визуальных решений, а репутация — то, как нас принимают. Бренд — это то, каким мы хотим видеть ИТМО, а мы хотим видеть его неклассическим вузом, и чтобы каждый студент понимал, что значит фраза «Больше, чем университет».
По ее словам, если понятия «бренд» и «репутация» сходятся и вуз воспринимают так, как он себя позиционирует абитуриентам, ученым, сотрудникам и просто единомышленникам, значит, работа выполняется эффективно, что и показал новый рейтинг.
Текст подготовлен в сотрудничестве с проектом «Индикатор» (Indicator.Ru).