Пять минут, потом — полет нормальный
Человек резко поднимается с мягкого низкого кресла, испытывает стресс и волнение, надевает чересчур тугой воротничок или видит каплю крови — и его голова начинает кружиться, в глазах темнеет, тело теряет над собой контроль, появляется тошнота и слабость…
В английском языке для этих симптомов есть красивое слово lightheadedness (буквально — «легкоголовость»), хорошо передающее ощущение слабости и головокружения на грани обморока. Ощущение положения нашего тела в пространстве формируется на основе данных, полученных от наших органов чувств, в первую очередь зрения и равновесия (внутреннее ухо). Когда показания этих «датчиков» противоречивы (например, при быстром вращении и переворотах на аттракционах), в «диспетчерской» наступает хаос, и не потерять управление сложным механизмом тела довольно трудно. Та же проблема возникает в случае неполадок в самой «диспетчерской»: при нарушениях кровоснабжения мозгу не хватает питания, и обрабатывать поступающие сигналы он не в состоянии, как бы точны они ни были.
Такое состояние предшествует обмороку — кратковременной (продолжительностью до нескольких минут) потере сознания из-за нарушений мозгового кровообращения. А наш мозг, несмотря на свою небольшую массу, необыкновенно прожорлив: он потребляет примерно 1/5 кислорода и столько же глюкозы, которые кровь разносит по организму. Неудивительно, что его чувствительность к нехватке кислорода так высока.
Для обморока нехарактерны судорожные приступы (скорее тогда это эпилептический припадок) и нарушение дыхания (как при коме), поэтому вскоре после принятия горизонтального положения, в котором сердцу не нужно преодолевать земное притяжение, качая кровь к мозгу, последний насыщается кислородом, и человек вскоре приходит в себя. Поэтому сам обморок большой опасности не представляет, если, конечно, упавший человек не ударился при падении или не попал в аварию, управляя транспортным средством. Однако он может быть вызван серьезными заболеваниями, поэтому не помешает обратиться к врачу и сделать ЭКГ, чтобы проверить, не является ли обморок следствием нарушения нервной регуляции сосудов, проблем с сердцем, малокровия или пониженного содержания в крови сахара.
Опасная вертикаль и «дела сердечные»
Один из распространенных видов обморока — ортостатический.
Наверное, каждый хотя бы раз чувствовал слабость, головокружение или потемнение в глазах, резко вставая с постели.
В норме, когда человек принимает вертикальное положение, вены ног сужаются, чтобы сердцу было проще поднимать кровь наверх. Если же человек долго болеет, соблюдая постельный режим, страдает расстройствами нервной регуляции сосудов или просто долгое время сидел неподвижно, а потом решил резко принять вертикальное положение, организм не может тут же к этому приспособиться, давление падает, и может произойти ортостатический обморок.
Для диагностики склонности к обморокам и исследования состояния вегетативной нервной системы используется проба на специальном ортостатическом столе, где пациента просят сначала лежать неподвижно в горизонтальном положении, а потом стол поднимается под углом в 60–80 градусов. В это время у пациента непрерывно измеряют артериальное давление, частоту сердечных сокращений, учитывают субъективные ощущения.
Если для ортостатического обморока важны характеристики сосудов — «труб» для подачи питания в наш мозг, то для кардиогенного обморока определяющим фактором является работа сердца — насоса, перегоняющего по этим сосудам кровь. Обмороки могут быть симптомом ишемической болезни сердца, миокардита, аортального стеноза (сужения стенок аорты — самой большой артерии, выходящей прямо из сердца — из-за того что створки ее клапана срослись) и других опасных заболеваний. Выявить их помогут прослушивание тонов сердца и электрокардиограмма, проанализированная врачами.
Обморочные дамы… и козы
Примерами третьего типа обмороков изобилует литература эпохи викторианской Англии. Все томные барышни в корсетах, как по команде теряющие сознание в кульминационные сюжетные моменты, — стереотипные жертвы вазовагальных обмороков.
Спровоцировать такой обморок могут нахождение в душном помещении, травма, резкая боль, чрезмерные физические нагрузки, волнение (под волнением подразумевается любая сильная эмоция, в том числе и положительная).
«Бурный поток радости, хлынувший в ее душу после стольких дней отчаяния, сломил ее силы. Она лишилась чувств. Когда она пришла в себя и ее уложили в ее комнате, она попросила оставить ее одну», — описывает обморок госпожи де Реналь в романе «Красное и черное» Мари-Анри Бейль, знакомый читателю под псевдонимом Стендаль.
А это отрывок из «Оливера Твиста», известнейшего произведения Диккенса: «Девушка больше ничего не сказала; она в исступлении рвала на себе волосы и так стремительно набросилась на еврея, что оставила бы на нем следы своей мести, если бы Сайкс в надлежащий момент не схватил ее за руки, после чего она сделала несколько тщетных попыток освободиться и лишилась чувств».
Еще одна причина вазовагальных обмороков — испуг. Только вот у знаменитых «обморочных коз» из штата Теннесси от испуга происходит вовсе не вазовагальный обморок, а кратковременный (около 10 секунд) мышечный паралич, при котором животное остается в сознании. Такое нарушение двигательной функции называется миотония, поэтому и коз правильнее называть миотоническими.
«Парасимпатическая революция»
Вазовагальные же обмороки нередко встречаются и у здоровых людей и сопровождаются тошнотой, бледностью, слабым пульсом, пониженным давлением и сильным потоотделением. Механизм возникновения такого обморока следующий: когда кровь возвращается от вен медленно, симпатическая нервная система (определяющая поведение в условиях «борьбы или бегства») заставляет сердце биться быстрее, чтобы это компенсировать.
От сердца идет обратная связь, что оно сокращается чрезмерно быстро (умалчивая о том, что количество не означает качество), и власть переходит «в руки» парасимпатической системы, чьи «предвыборные обещания» — включить сценарий расслабления и успокоения.
Из-за этих «неврологических революций» сосуды расширяются, давление падает, а сердце продолжает биться медленно — у рабочих на заводах отпуск, крестьяне в деревнях празднуют победу пролетариата. Тем временем интеллектуальная элита в городах остается без хлеба — мозг голодает, и организм падает в обморок.
Слабонервные медики и водители
С концом викторианской эпохи и освобождением от корсетов изменились модели поведения, однако падать в вазовагальный обморок люди не перестали. Напротив, сегодня около 50% обмороков относятся к этому типу.
29 июня этого года канадские ученые опубликовали исследование предобморочных и обморочных состояний у студентов медицинских колледжей во время нахождения в операционной. В многофакторном опросе поучаствовали 180 человек (в числе которых было 106 девушек) с первого по четвертый курс. 42% из них хоть раз чувствовали себя плохо в операционной, а 6% теряли сознание (чаще всего это были девушки). Лишь 28% студентов знали, как избежать обморока, а самым используемым источником этих знаний становились однокурсники (59%). Самой распространенной мерой предосторожности перед приходом в операционную среди канадских студентов является утоление голода и жажды.
Хотя вазовагальные обмороки сами по себе не столь опасны, да и причины их не так пугают, как в случае с кардиогенными, они могут нести угрозу жизни пострадавшего и окружающим, если происходят с водителями транспортных средств. Так, в исследовании ученых из Дании и США, опубликованном в апреле 2016-го в том же журнале, где свою научную работу недавно поместил Барак Обама, представлены данные о 41 039 пациентах в возрасте 47–78 лет, страдающих от обмороков.
За два года 1791 человек из этой группы попал в автомобильную аварию, 78,1% из которых закончились травмами для них, а шестерых ожидал летальный исход.
Эти цифры вдвое превышают среднюю частоту автомобильных аварий среди населения Дании. Поэтому врачи рекомендуют обращать на склонность к обморокам у водителей больше внимания, чтобы повысить безопасность на дорогах.
Обморочные близнецы
Виноваты в вазовагальных обмороках очень часто оказываются гены. Подтверждает это и исследование близнецов, опубликованное в 2012 году в журнале Neurology. Добровольцами стали однополые близнецы-двойняшки в возрасте от девяти до 69 лет. Как минимум один из каждой пары имел записи об обмороках в своей медицинской истории. Логично было предположить, что при наличии значительной генетической предрасположенности к обморокам у однояйцевых близнецов она будет встречаться чаще, чем у разнояйцевых.
Телефонный опрос показал, что наличие предрасположенности у одного из однояйцевых близнецов повышает такой риск у второго вдвое по сравнению с разнояйцевыми.
Вопросы о других родственниках позволили ученым установить, что у близнецов частота совпадений гораздо выше, чем у других родственников.
По мнению авторов, это означает, что данное состояние наследуется, причем отвечают за него не один ген, а комбинация нескольких.
Устрашающая восьмерка
Речь не о названии для очередного блокбастера Тарантино (если только сейчас он не читает эту статью и не решит снять фильм о людях, теряющих сознание при виде крови во время драк и пальбы), это список из восьми пунктов, которые должны заставить врачей насторожиться. В июле 2016-го он был сформулирован канадскими учеными на основе наблюдений за 4030 пациентами, страдающими обмороками, в шести канадских госпиталях.
147 пострадавших в течение месяца после выписки столкнулись с серьезными проблемами вновь.
Не так уж и мало, чтобы безрассудно отпускать всех домой, но и не настолько много, чтобы заставлять всех целый день находиться в госпитале, пока врачи решат, можно ли их выписать.
Анализ всех 4030 случаев выявил факторы, обнаружение которых вместе значительно повышает риск, что за обмороком стоит нечто куда менее безобидное. В их число вошли наличие сердечных заболеваний в медицинской истории, ненормальные показатели кровяного давления, повышенный уровень в крови белка тропонина, нарушения, выявленные на электрокардиограмме, высокая, по оценке врачей, вероятность нового обморока после выписки, а также то, был ли обморок вызван нахождением пострадавшего в душном помещении, в результате длительного стояния или сильного эмоционального перенапряжения.
Ученые полагают, что учет наличия комбинации этих факторов поможет быстро выявить пациентов, здоровье которых находится под серьезной угрозой, освободить время врачей и остальных пациентов, проводящих в ожидании результатов анализов от четырех до семи часов.
Не хотите падать — шмыгайте
«Периодические обмороки серьезно ухудшают качество жизни», — отмечает Марта Баволарова, кардиолог из Университета Луи Пастера в Словакии, предложившая свой способ борьбы с обморочной слабостью на конференции Европейского общества кардиологов в октябре 2015 года.
Она исследовала вазовагальные обмороки двух пациенток в возрасте 56 и 62 лет, намеренно повергая их в предобморочное состояние на ортостатическом столе и измеряя их кровяное давление. В момент, когда оно начинало снижаться, врач просила пациенток два раза шмыгнуть носом или с силой вдохнуть воздух, оставляя рот закрытым, а затем выдохнуть.
Эти простые действия, по ее мнению, не дают парасимпатической системе бесконтрольно повышать активность и помогают преодолеть предобморочное состояние. Правда, результаты стоит проверить на большем количестве пациентов.
А что нужно сделать, если предотвратить обморок не удалось? Как мы помним, обморок происходит из-за того, что мозгу не хватило кислорода, и, когда кровоснабжение нормализуется, человек должен прийти в себя. Поэтому (если пострадавший дышит и его пульс прощупывается) следует уложить его на спину, приподняв ноги и расстегнув тугой пояс или воротничок, который может стеснять дыхание. Голову при этом лучше повернуть набок, чтобы расслабленный язык или возможная рвота не перекрыли дыхательные пути. Находясь в душном помещении, необходимо обеспечить приток кислорода — открыть форточку, вынести его на улицу (или, напротив, занести в прохладное помещение, если на улице душно и жарко).
Для того чтобы ускорить возвращение сознания, можно смочить полотенце холодной водой и приложить к голове пострадавшего, побрызгать на него холодной водой, поднести к носу кусочек ваты, смоченной уксусом или нашатырным спиртом.
Когда человек пришел в себя, не нужно сразу же стараться поднять его на ноги. Если обморок ортостатический, он потеряет сознание снова. Лучше дайте ему полежать еще немного, чтобы голова перестала кружиться, потом разрешите медленно поставить ноги на пол и только тогда осторожно встать.
Если же человек не приходит в себя более пяти минут, немедленно вызывайте врача. Возможно, вы имеете дело не с обмороком, а с комой: на стадии первой помощи различия минимальны, а дальнейшая нерасторопность при длительном кислородном голодании мозга очень опасна.