Степень отвращения от запаха пота зависит от отношений между людьми и их принадлежности к одной или разным социальным группам. Женщины биологически предрасположены интенсивнее чувствовать запах пота, а за то, каким будет этот аромат, ответственен геном человека. А вообще, кто знает, может, с запахом вам передастся хорошее настроение потеющего?
Исследование, результаты которого были опубликованы в последнем выпуске журнала PNAS, было направлено на обнаружение разницы в восприятии запаха пота людей, принадлежащих или не принадлежащих к определенной группе («своих» или «чужих»). Работа проводилась коллективом ученых из Сент-Эндрюсского университета и Сассекского университета (Великобритания). Авторы работы на примере потных футболок показали, что
запах от грязных футболок своей спортивной команды внушает меньшее отвращение, чем запах от футболок команды-соперника.
В качестве испытуемых для первого эксперимента были приглашены 45 студентов из Университета Сассекса, которые нюхали спортивные футболки с эмблемами университета-конкурента (Университет Брайтона). При этом исследователи учитывали следующие виды самоопределения студентов: личное, университетское (в данном случае важную роль играла принадлежность к соперничающим университетам) и общее для всех студенческое (принадлежность к обширной группе лиц, объединенных общими интересами).
В ходе второго эксперимента уже 90 участникам контрольной группы предлагалось протестировать ароматы от футболок как с логотипом своего университета, так и другого, а кроме того, без логотипа вовсе. Ученые обращали внимание на то, будут ли люди мыть руки после опыта: поскольку человек старается любым путем дистанцироваться от предмета-раздражителя, мерой отвращения в данном случае служила частота мытья рук, количество используемого при этом мыла и даже скорость похода к раковине. Оказалось, что
испытуемые быстрее ходили мыть руки и тратили на это гораздо больше мыла в том случае, когда футболка принадлежала представителю другой группы или отдельному индивиду.
Результаты первого эксперимента также подтвердили этот вывод. Таким образом, авторы заключили, что люди, принадлежащие к одной социальной группе, более приятны друг другу, нежели люди, объединенные в другую группу, или индивидуалисты, к группе не относящиеся.
Обратившись к более ранним работам, посвященным восприятию запахов, можно обнаружить, что с восприятием запахов не все так просто. На сегодняшний день обоняние считается наименее исследованным чувством, хотя эволюционно является одним из старейших. Так, у каждого человека в области носа расположено 400 обонятельных рецепторов, позволяющих чувствовать нам около 10 тыс. запахов. Запахи обычно связываются с соответствующими им рецепторами, а затем информация передается в мозг для обработки.
Набор рецепторов, воспринимающих один и тот же запах, может отличаться у двух разных людей до 30%, а вот полностью идентичным быть не может вообще.
Исследования, опубликованные в журнале Nature, показывают, что восприятие запахов индивидом во многом обусловлено генетически заложенной информацией. Помимо ДНК на обоняние влияет множество субъективных факторов. Согласно исследованиям психологов из Висконсинского университета в Мадисоне,
негативные эмоции сильно искажают восприятие запахов: под влиянием тревоги ранее нейтральные для человека ароматы кажутся ему неприятными.
Кроме того, чрезмерное употребление жирной пищи здоровыми людьми ведет к частичной потере обоняния, согласно опубликованной в Journal of Neuroscience работе исследователей из Флоридского университета.
Несмотря на все связанные с изучением запахов сложности, научное сообщество не бросает попыток постичь суть человеческого обоняния и порой проводит для этого очень примечательные исследования.
Женщины оказались чувствительнее
Американские ученые определили, что только два из 32 ароматов смогли перебить раздражающий запах пота в случае с женщинами против 19 запахов из 32 — у мужчин. Но это соотношение сработало только в том случае, когда запах исходил от человеческого тела, в противном случае чувствительность обоих полов одинаковая. Возможная причина в том, что женщины эволюционно более приспособлены к более острому восприятию запаха пота, так как полученная информация может влиять на выбор партнера для создания потомства.
Мужской пот: от ванили до мочи
Оказывается, мужской пот может обладать целым спектром запахов, от ванили до мочи, а влияет на это ДНК вдыхающего. Исследователи из университета Медицинского центра Дьюка опубликовали в журнале Nature Neuroscience статью. Ученые сосредоточили внимание на двух химических веществах — андростероне и андростадиеноне, образующихся в поте и моче при выбросе мужского полового гормона тестостерона. В качестве испытуемых привлекли 391 добровольца, от которых требовалось описывать свои ощущения от запаха вышеупомянутых веществ. Полученные описания разнились от «ванильного и сладкого» до «отвратительного, как моча». После анализа ДНК участников эксперимента была выявлена корреляция между описаниями аромата и генетической информацией испытуемого.
Это значит, что наряду с теориями восприятия запахов, расставляющими акценты на принадлежности к определенной культуре, его личном опыте и персональной памяти, важную часть в изменчивости обоняния играет ДНК индивида.
Как передать счастье
Выделяющиеся с потом гормоны могут передавать как отрицательные (что было известно ранее), так и положительные эмоции, рассказывается в исследовании, опубликованном в журнале Psychological Science. Оказывается, когда человек испытывает счастье, его тело вырабатывает химические соединения, или хемосигналы, которые могут быть обнаружены в запахе пота другими людьми.
Пот обнаруживает коммуникативную функцию: попадая на обонятельные рецепторы, запах «счастливого» пота на гормональном уровне вызывает ощущение счастья у человека-«приемника».
В эксперименте принимали участие мужчины европеоидной расы. Особое внимание обращалось на здоровье испытуемых: все они не должны были курить, принимать какие-либо лекарства и не иметь психических расстройств. Им было противопоказано во время исследования принимать алкоголь, употреблять острую и жирную пищу, проявлять чрезмерную физическую активность. Суть эксперимента состояла в том, что доноры-мужчины смотрели видеоклипы, вызывавшие у них определенные эмоции (страх, счастье или нейтральное состояние). Предварительно подмышечные впадины тщательно очищались, и на специальные тампоны собирался пот, выработанный при каждом эмоциональном состоянии. Как мы уже знаем, женское обоняние более чувствительно к запаху пота, поэтому именно женщины оценивали запах. В эксперименте использовался двойной слепой метод: ни испытуемые, ни исследователи не располагали информацией о тестируемых запахах. Наблюдения за реакцией женщин-«приемников» привели к выводу, что хорошее настроение передается через пот, можно даже сказать, что оно заразительно, подобно улыбке, только вот передается весьма специфическим путем.