«Пожар способствовал ей много к украшенью» — эти грибоедовские строки вполне могли бы стать эпиграфом к «круглому столу», на котором обсуждалось развитие Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН), пострадавшего от пожара в январе 2015 года. Это мероприятие оказалось представительным: в нем приняли участие директор Федерального агентства научных организаций (ФАНО) Михаил Котюков, директор ИНИОН Дмитрий Ефременко, директора институтов, входящих в систему ФАНО и Российской академии наук (РАН), крупнейших библиотек.
Ефременко в своем докладе был весьма оптимистичен: по его словам,
безвозвратные потери составили лишь 15% от общего фонда, а библиотека продолжает свою работу. Ведется работа по восстановлению фонда — 3,2 млн единиц хранения, пострадавшие от воды, были перевезены в хладокомбинаты.
По его словам, эти книги, газеты, журналы вернутся в коллекцию к концу 2020 года. ИНИОН ведет работу по сканированию: за 2015 год было оцифровано 1080 источников из фонда редкой книги, еще 200 — из фонда русского зарубежья в сотрудничестве с Национальной электронной библиотекой.
Ровно год назад, однако, настроение научной общественности было похоронным. В ночь на 30 января 2015 года пожар разрушил значительную часть здания ИНИОН на углу Профсоюзной улицы и Нахимовского проспекта в Москве. Тогда говорилось о возможной потере 30–40% фондов. Причиной пожара называли короткое замыкание. Большое участие в спасении не пострадавшего от огня фонда (более 1 млн единиц хранения) приняли волонтеры. В апреле 2015 года Следственный комитет России обвинил в халатности директора ИНИОН Юрия Пивоварова, который 28 апреля ушел в отставку, перейдя на должность научного руководителя института.
Чтобы не допустить пожаров в будущем, при ИНИОН был создан производственно-реставрационный комплекс, который будет запущен в этом году. В нем будут установлены устройства для сушки книг, цех сканирования, лаборатория автоматизированного учета фондов.
«Мы предполагаем, что нам удастся приобрести отечественное оборудование, тем более что остро стоит вопрос импортозамещения», — патриотично высказался Ефременко.
Большая часть его доклада была посвящена разработанной в Институте концепции развития, рассчитанной до 2020 года.
Минувшим летом первый заместитель главы ФАНО Алексей Медведев так комментировал «Газете.Ru» ситуацию с будущим ИНИОНа: »...фактически дан карт-бланш на реализацию амбициозных идей, представления о том, в каком виде можно было бы воссоздать и даже создать заново институт (в широком смысле), реализовать широкий комплекс задач, связанных с информационным обеспечением науки. В этом смысле можно было бы посмотреть лучшие практики, которые есть за рубежом, и создать международный центр работы с социальной и гуманитарной информацией, которая сейчас продуцируется во всем мире. Фактически же была представлена концепция некоторой модернизации того, что было до этого. И здесь есть временные ограничения, потому что концепцию нужно утверждать, чтобы на ее основании делать техническое задание на проектно-сметные (изыскательные) работы. Конечно, хотелось бы, чтобы со стороны академического сообщества была бы выражена инициатива о создании соответствующего общественного комитета, который мог бы выступить площадкой, где были бы рассмотрены разные концепции, возможно, с привлечением международных экспертов. Что заложите — то и получите. Результат будет очень показательным. Нужно не пенять на других, а себя в зеркале увидеть. Хотелось бы, чтобы новый ИНИОН был по-настоящему новым и востребованным всем научным сообществом в стране. Не только определенного возраста, а всех возрастных категорий».
Согласно концепции Ефременко, ИНИОН должен стать «центром коллективного пользования» по восстановлению документов для других академических институтов. Кроме того, Ефременко отметил, что предстоит провести большую работу по сканированию фондов института, по сути — создать полноценную электронную библиотеку.
При этом институт продолжит обслуживать научных работников. Показанные аудитории слайды демонстрировали возможные будущие интерьеры ИНИОН — с минимум перегородок и большими стеллажами книг в открытом доступе.
«Это будет комплекс XXI века», — подытожил Ефременко.
Увиденное настроило аудиторию на идиллический лад. «Звучит как сказка, это как птица Феникс, которая возрождается... Мы будем спать и видеть, что этот проект будет реализован», — не жалел эпитетов и.о. ректора Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Денис Фомин-Нилов.
Однако часть показанного вызвала вопросы у собравшихся. Так, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Наталья Иванова акцентировала внимание на том, как сделать современную электронную библиотеку. По ее словам, недостаточно просто отсканировать книги — необходимо сделать полноценные каталоги, систематизацию, а это стоит больших денег.
«Институты не должны делать цифровые библиотеки кустарно», — отметила Иванова.
Именно вопрос об электронной библиотеке кажется самым острым: проекты подобного рода в России находятся лишь в стадии реализации, и ИНИОН может стать пионером.
Правда, часть собравшихся призывала не забывать и о традиционных носителях. «Оцифровка — не панацея; если в новом ИНИОН не будет подсобных фондов, то нормально работать там не получится — ближайшие десятилетия ученые все равно будут больше работать с бумажными носителями», — добавил директор Библиотеки естественных наук (БЕН) Николай Каленов. Новоназначенный директор библиотеки ИНИОН Людмила Тихонова затронула вопрос о сохранении практики обязательной передачи книг в ведущие библиотеки: по ее словам, «отказ от обязательного экземпляра — путь к нашей гибели».
Конечно, проект нового ИНИОН впечатляет.
Библиотека такого уровня с современной инфраструктурой может стать настоящей Меккой для гуманитариев не только Москвы, но и всей России.
Создаваемый производственный комплекс и электронная библиотека станут своеобразной антипожарной страховкой для других библиотек. Однако пока точно нельзя сказать, что из задуманного удастся реализовать, поскольку еще пока не объявлен конкурс на реконструкцию ИНИОН. По словам руководителя дирекции строительства ФАНО Германа Иванова, весь проект оценивается в 5 млрд руб. Но, так как источником финансирования должен стать федеральный бюджет, то непонятно, как экономическая конъюнктура повлияет на амбициозные планы руководства ФАНО и ИНИОН.