Хозяин этого беспорядка не постеснялся и разрешил врачам сфотографировать свое жилище. Сделать это было необходимо, поскольку создателю этого бардака поставлен первый в мире необычный диагноз — цифровое накопительство.
Патологическое накопительство, или силлогомания, давно известно в медицине — проявляется это навязчивое поведение в сборе и хранении ненужных вещей,
иногда это приводит к антисанитарии и невозможности передвигаться по жилищу.
Однако новая цифровая эра диктует появление в обществе и новых отклонений. «Мы описали первый случай цифрового накопительства пациентом, появившимся в нашем амбулаторном отделении», — написали врачи под руководством Мартина ван Беннекома из отделения психиатрии академического медицинского центра Амстердама.
47-летний мужчина был помещен в психиатрическую клинику по просьбе наблюдающего врача, помогавшего ему жить с аутизмом — диагнозом, поставленным пациенту в 2007 году. Известно, что в 1990-е годы мужчина страдал от депрессии, от которой принимал ежедневно 150 мг венлафаксина.
В истории болезни отмечается, что обычным собирательством пациент начал страдать еще в студенческие годы, при этом расстройство продолжало усугубляться с годами, а он никогда не придавал ему значения.
В основном мужчина собирал ненужные или почти ненужные вещи (например, бумаги и велозапчасти), считая, что в будущем они могут пригодиться.
С годами вещей стало слишком много, они захламили дом, и хозяин уже стеснялся, да и не мог приглашать гостей. Книжки, бумаги, коробки — всем этим завалена комната пациента. Однако статьи в журнале BMJ Case Reports случай этого мужчины удостоился благодаря другому предмету, присутствующему на фото, — компьютеру.
Жизнь мужчины несколько преобразилась пять лет назад с покупкой первой цифровой фотокамеры. «Цифровая фотография стала его главным дневным занятием.
Он делал до 1000 фотографий ежедневно, в основном пейзажей», — пишут ученые.
Мужчине никак не удавалось удалять ненужные снимки, несмотря на то что большинство дублировали друг друга. Он купил для их хранения четыре внешних жестких диска и еще четыре — для резервного копирования. Пациент никогда не просматривал свои фотографии, но был уверен, что в будущем они пригодятся. Более того, он был уверен, что в будущем сможет объединить снимки, когда технологии каким-то образом продвинутся вперед.
Врачам он пожаловался, что систематизация такого объема фотографий ежедневно доставляла ему стресс и отнимала по 3–5 часов.
«Хобби» стало нарушать его сон, мужчина перестал заниматься другими видами времяпрепровождения, такими как уборка дома, прогулки и отдых.
Врачи отмечают, что пациент не женат, не имеет детей и живет в своей квартире на денежное пособие. Имеет неплохие отношения с отцом и парой друзей. Кстати, у двух теток по материнской линии также наблюдается тяга к накопительству — правда, самому обычному. Обследование не выявило очевидных нарушений в поведении мужчины, однако стандартные тесты полностью удовлетворили критериям принятого в США руководства по диагностике и статистике психических расстройств DSM-V для диагностирования патологического накопительства: пациент не мог найти силы, чтобы выбросить объект собирательства, и никогда не проявлял к ним интереса.
Для лечения пациента голландские врачи применили стандартный для обычных «плюшкиных» метод когнитивно-поведенческой терапии, когда человека убеждают, что его расстройства вызваны нелогичными и вредными мыслями и стереотипами. Кроме этого, с ним проводили мотивирующие интервью, были подысканы альтернативные способы проведения досуга. При этом мужчине предложили установить предел на число ежедневных фотографий. Все это, надеются врачи, поможет изменить жизнь пациента.
Ученые пришли к выводу, что цифровое накопительство должно быть названо особым расстройством и получить свои особенные методы диагностики. «Мы считаем цифровое накопительство особым типом накопительства», — пишут они в своей статье.
По словам авторов исследования, многие люди могут найти в своем поведении черты их пациента. Однако, напоминают они, подобные человеческие странности считаются расстройствами, когда начинают приносить беспокойство и стресс, а пока этого нет — живите спокойно.