Канадские инженеры создали и испытали высокотехнологичный аппарат на мускульной тяге, при помощи которого удалось побить действующий рекорд скорости для велосипедов.
Их аппарат разогнался до рекордных 139,45 км/час на двухсотметровой дистанции. Прежний рекорд скорости для велосипедов составлял 133,8 км/час.
Рекордный заезд состоялся 17 сентября на шоссе в горах Невады (США) в ходе ежегодного фестиваля World Human Powered Speed Challenge в Баттл-Маунтин, ходе которого команды из разных стран мира собираются вместе, чтобы побить существующие рекорды скорости для аппаратов на мускульной тяге. Заезды с целью установления рекордов проводятся здесь последние 16 лет. Для этого здесь есть очень ровная дорога и предсказуемые погодные условия.
Все в этом велосипеде выполнено так, чтобы максимально снизить потери в передаче усилий на ведущее колесо и уменьшить сопротивление воздуха и трение качения.
Велосипед «Эта» представляет собой обтекаемую капсулу в форме пули — совместное детище ученых и студентов Университета Торонто и компании Aerovelo, основанной выпускниками для разработки новых средств передвижения на мускульной тяге.
«Мы использовали гидродинамические расчеты, проверенные на дорожных тестах, чтобы спроектировать внешний обтекатель,
сопротивление которого более чем в 100 раз ниже, чем сопротивление наиболее обтекаемых автомобилей», — с гордостью заявляют конструкторы.
«Мы знали, что «Эта» – самый быстрый байк из когда-либо построенных, но участие в Баттл-Маунтин настолько уникально, что мы впервые смогли продемонстрировать его возможности полностью», — рассказал Тодд Рейчерт, выпускник Университета Торонто, сооснователь Aerovelo.
«Эта» – 25-килограммовый велосипед, облаченный в обтекаемую, выполненную из углеродного волокна оболочку для уменьшения сопротивления воздуха. Вместо лобового стекла оболочка снабжена небольшой видеокамерой, передающей изображение находящемуся внутри пилоту. Другими отличительными особенностями велосипеда-рекордсмена стали супержесткие колеса, которые не «прилипают» к дорожному покрытию, и переключатель передач, сконструированный так, чтобы минимизировать потери энергии.
Несмотря на эти технические ухищрения, пилотирование капсулы нельзя назвать комфортным, говорит капитан команды испытателей Кельвин Моус.
«Поскольку оболочка такая толстая, она резонирует с дорогой. На полной скорости внутри громко, как будто там работает реактивный двигатель», — пояснил он.
И конечно, «удобства» добавляет горизонтальная посадка пилота, отличная от принятой на обычных велосипедах. Это сделано для равномерного распределения веса на переднее и заднее колесо и максимально эффективного вращения педалями.
Еще одна жертва, на которую пришлось пойти ради такой посадки, – невозможность пилоту стартовать самостоятельно: разгонять велосипед до минимальной скорости помогают члены команды. Велосипед рассчитан на максимальную скорость 140 км/час — таков предел скорости, которую он может развить, если пилоту в течение минуты удастся развивать среднюю мощность в одну лошадиную силу.
Рейчерт и его напарник Робертсон не новички в области постройки аппаратов на мускульной тяге и в достижении мировых рекордов. В 2013 году они принимали участие в создании первого в мире вертолета с педальным приводом и в 2010 году – первого летающего орнитоптера, аппарата использующего мускульную силу для машущего полета.
За создание первого в мире летающего педального вертолета изобретатели получили престижную премию Сикорского в $1 млн.