Вопрос, как объективно фазы Луны влияют на жизнь различных организмов, давно волнует умы ученых.
И здесь они советуют отделять непроверенные данные и предрассудки от научно установленных фактов. К примеру, на днях масштабное исследование, проведенное профессором Жан-Люком Марго из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, расставило многие точки над i в вопросе о том, влияет ли Луна на частоту автомобильных аварий, госпитализаций граждан, исход медицинских операций, наступление менструации, депрессии, рождение детей и даже активность преступников.
«Луна ни при чем», — установил Марго в своем статистическом исследовании.
Однако ученым известны животные, на активность которых однозначно влияет фаза Луны: например, крабы, морские птицы, навозные жуки и кораллы. Науке известно и другое: все эти случаи связи Луны с живыми организмами касались только животного мира — о подобных лунных связях в мире растений наука не знала. Не знала до последнего времени, пока ученые под руководством Катарины Ридин, ботаника из Университета Стокгольма, случайно не обнаружили удивительные свойства кустарника Ephedra foeminea, который называют хвойником или эфедрой. «Ephedra foeminea — это большой куст, довольно уродливый», — говорит Ридин.
Куст обычно произрастает на склонах в восточном Средиземноморье, его листы такие маленькие, что часто растение называют безлистной эфедрой. Однако, когда растение готово к размножению, кустарник превращается в яркую массу красных и желтых шишек.
Ридин изучала кустарник и ее длинную эволюционную историю вместе со своей студенткой. Считается, что предки эфедры, которые возникли 130 млн лет назад в ранний меловой период, служили пищей для динозавров. Подобно другим таким растениям, эфедра не имеет цветков и выделяет на шишечках жидкость с пыльцой, которая может переноситься ветром от одной шишки к другой.
Кроме того, эта жидкость сладкая и привлекает насекомых.
Чтобы понять, почему за миллионы лет эволюции кустарник не остановился на одном из двух методов опыления, Ридин отправилась в Грецию, где, пробираясь по отвесным скалам, стала считать насекомых на кустах и капельки на шишках.
Ученых смутило, что, даже когда шишки созревают, они долго не открываются и не выделяют капель, привлекательных для насекомых.
Наблюдая за кустарником и насекомыми по ночам, биологи обнаружили, что раскрытие шишек и выделение сладких капель приходится на полнолуние.
Сверкающие в лунном свете капли привлекают насекомых — мушек и мотыльков, для которых они являются своеобразными маяками. Ученые обнаружили, что и при взошедшем полумесяце освещенности достаточно, чтобы заставлять капли сверкать. Однако лишь при полнолунии этого света насекомым хватает на всю ночь. «Только при полной Луне насекомые могут ориентироваться в течение всей ночи», — пояснила Ридин.
Выяснилось, что в ходе эволюции кустарник стал ждать для размножения полной Луны, чтобы именно в этот день максимально эффективно использовать насекомых. Чтобы подтвердить это предположение, ученые обратились к архивным данным, собранным годами ранее, и обнаружили, что цветение эфедры также приходились на полнолуние, причем максимальное, именно на июльское.
В сложном процессе размножения этого кустарника многое остается неясным. И главное — как именно эфедра узнает о наступлении полнолуния? Ученые предполагают, что растение может чувствовать степень ночной освещенности от Луны или каким-то образом реагировать на малейшие изменения силы тяжести. «Мы понятия не имеем, как это происходит, это вопрос для изучения в будущем», — считает автор работы.