В ходе операции «Анаконда» — одной из самых крупных американских акций за время проведения контртеррористической кампании в Афганистане — военным приходилось противостоять не только вооруженным отрядам «Аль-Каиды» (организация запрещена в России). Как выяснили американские исследователи более десяти лет спустя, на помощь исламистам в ключевой момент битвы пришли небеса.
Ранним утром 4 марта 2002 года военное командование на базе в Баграме безуспешно пыталось связаться с экипажем вертолета Chinook, который направлялся к заснеженной вершине Такур-Гар. На борту находился отряд из 21 солдата, которые летели для спасения команды «морских котиков», заблокированных отрядом талибов (организация запрещена в России).
Сообщение нужно было отправить важное: «Не садитесь на вершину. Гора находится под контролем врага!»
Оказалось, что экипажу изначально были даны неверные координаты, но сообщить об этом из-за неполадок связи пилотам так и не удалось. В итоге вертолет был обстрелян с земли и рухнул на склон горы, занятой противником. В ходе 17-часового боя погибли семь американских солдат, что стало одной из самых тяжелых потерь для США в ходе афганской кампании.
Высокие афганские горы и раньше вызывали проблемы со связью для военных, однако в этот раз источник проблемы находился несколько выше. Как выяснил Майкл Келли из Лаборатории прикладной физики при Университете Джонса Хопкинса (США),
причиной стали пузыри плазмы, которые образовались в верхних слоях атмосферы и отклоняли сигналы военного спутника, обеспечивавшего связь.
Он задумался о деталях той известной битвы, прочитав о ней статью в газете. «Я и правда не думал, что там было воздействие космических явлений. Но все, что мы узнали, указывало на это, так что мы стали копать», — рассказал Келли, автор статьи, опубликованной в журнале Space Weather.
Пузыри плазмы образуются на высотах 85–595 км в слое, называемом ионосферой. На этих высотах ультрафиолетовое излучение Солнца отрывает электроны от молекул газа, превращая их в заряженные ионы. Для поддержания этих пузырей требуется большое количество энергии, поэтому ионы начинают рекомбинировать, и их количество сокращается после захода Солнца. Рекомбинация происходит в низких высотах, там, где плотность атмосферы больше.
А оставшиеся ионы образуют пузыри размером до тысячи километров, которые, подобно пузырям воздуха в воде, взмывают выше со скоростью сотен метров в секунду.
По мере роста эти плазменные пузыри вызывают электромагнитную турбулентность, которая отклоняет проходящие через нее радиоволны точно так же, как преломляется луч света, пропущенный через воду.
Келли уверен, что тем ранним утром послать важное сообщение вертолету помешал именно плазменный пузырь, зависший над Афганистаном. Подобные образования возникают далеко не всегда и не везде, а в определенные сезоны — физик установил, что битва при Такур-Гаре была именно во время афганского «сезона пузырей».
Во время операции в горах над территорией Афганистана пролетал спутник NASA TIMED (Thermosphere Ionosphere Mesosphere Energetics and Dynamics). Данные с его ультрафиолетовой камеры помогли ученым установить, что в момент операции между военными и спутником связи действительно возник плазменный пузырь, мешавший установить контакт.
И хотя Келли не может на 100% утверждать, что именно пузырь привел к потере связи с вертолетом, он уверен, что предсказание и учет подобных явлений должны проводиться в будущем. «Я думаю, это отличная работа, показывающая, что пузыри плазмы могут мешать проведению операций», — считает Джонатан Макела, инженер из Университета Иллинойса.