Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Боевой параплан и принтер для самолета

Обзор технических новинок, представленных на авиасалоне в Фарнборо

3D-принтеры для самолетов, боевые парапланы и всевидящий шлем — «Газета.Ru» разбиралась в технических новинках, удививших гостей британского авиашоу в Фарнборо.

$201 млрд – таков объем сделок, заключенных в ходе завершившегося в воскресенье авиационно-космического салона «Фарнборо» в предместье Лондона.

На выставке, которая проходила с 14 по 20 июля, были заключены контракты на поставку около 1100 самолетов общей стоимостью $152 млрд. Эти показатели стали рекордными для британского авиасалона. Если в докризисный 2008 год на авиасалоне самолетов было продано на $88 млрд, то сегодня о кризисе в авиаиндустрии говорить уже не приходится.

Всего на выставке было продемонстрировано 1500 экспонатов из 40 стран мира, а сам авиасалон посетили 100 тыс. представителей авиационной индустрии.

Несмотря на то что салон проходил на фоне обострения ситуации на Украине (часть российских представителей по этой причине были лишены виз для участия в мероприятии), посетители выставки остались довольны увиденными и услышанными новинками авиастроения.

Разочарованием стала для зрителей невозможность увидеть и скорее ощутить грудной клеткой грохот новейшего американского истребителя-бомбардировщика пятого поколения F-35 Lightning II: вместо настоящего самолета на выставке был представлен пластиковый макет.

Этот самолет сочетает в себе свойства невидимки, маневренность и ударную мощь, поэтому США и их союзники рассчитывают на замену парка своих боевых самолетов новейшими F-35.

На прилет американской диковинки надеялись до последнего, однако причиной отказа стал инцидент, происшедший с одним из самолетов 23 июня во Флориде. За несколько дней до трансатлантического перелета и дебюта на Британских островах двигатель одного из самолетов загорелся. Расследование показало, что причиной стало повышенное трение в третьем контуре.

Проверка всех 98 двигателей других самолетов показала, что проблема не является общей для всех двигателей.

«Мы рады, что Lightning II вернулся к полетам, хотя и разочарованы тем, что он не сможет совершить трансатлантический перелет и участвовать в салоне «Фарнборо», – сказал представитель минобороны Великобритании, которая заказала для своего новейшего авианосца ««Королева Елизавета II» 138 истребителей в палубном исполнении.

С другой стороны звукового спектра находится едва слышимый пассажирский лайнер А350 XWB, который был представлен на статической экспозиции и выступил с программой демонстрационных полетов.

Этот самолет – новейший в линейке европейского гиганта Airbus, в различных конфигурациях имеет вместимость от 250 до 400 пассажиров и является конкурентом целому ряду самолетов Boeing. Производители утверждают, что это первый самолет, выполненный большей частью из современных материалов, что делает его на четверть экономичнее современных аналогов.

После того как дубайская авиакомпания Emirates отказалась от заказа 70 таких самолетов, Airbus возлагал большие надежды на эффект от демонстрации на Фарнборо.

Там же на статической экспозиции посетители салона могли увидеть А380,  A320 и корпоративный лайнер ACJ319 компании Tyrolean. Надежды европейских авиаторов оправдались:

в ходе мероприятия было подписано контрактов на 496 самолетов рекордной стоимостью $75,3 млрд.

Помимо традиционной техники на выставке зрителей изумил летающий прототип автомобиля-багги фирмы Parajet. Этот автомобиль на земле многим даст фору в скорости, а в воздухе при помощи парапланерного крыла может развивать скорость 90 км/ч.

В компании Papjet, которая занялась парамоторной техникой десять лет назад, говорят, что интерес к этому сегменту авиации стремительно растет: легкие парамоторы интересны для военных и полиции, особенно в развивающихся странах. «На Ближнем Востоке и в Южной Америке их используют для патрулирования границ, поисков и спасения, воздушной разведки, медицинской помощи, против браконьеров», – рассказал представитель компании Том Придо-Брюн.

Эти машины уже используются властями США против контрабандистов марихуаны и нелегальных иммигрантов.

«Мы не говорим: эй, наш парамотор может выполнить работу вертолета. Просто иногда парамотор может быть более приемлемой и дешевой альтернативой. Не надо посылать самосвал туда, где можно обойтись тачкой», – пояснил он. Несмотря на то что идея парамотора не нова, компания стала первой, кто предложил ее для военных целей. В комплект стоимостью $15 тыс. входят крыло, сам парамотор, шлем и спасательное оборудование.

Из авиационного оборудования, представленного на выставке, внимание посетителей и журналистов привлекли мягкие топливные баки, которые можно смять и сложить, а также новейшие штурвалы, позволяющие пилотам почувствовать, что у самолета проблемы.

Особого внимания были удостоены несколько компаний, чья работа, по мнению экспертов, в ближайшие годы может совпасть с главным вектором развития мировой авиации. Популярная ныне трехмерная печать деталей в авиации сулит огромную выгоду, позволяя компаниям, обслуживающим самолеты, тратить меньше времени, снижать издержки и добиваться высшего качества деталей.

Эта технология, которую уже используют для печати чего угодно, начиная от туфель до бюста Барака Обамы, использует послойное нанесение материала для создания детали нужной формы.

Такие гиганты авиаиндустрии, как Airbus, Lockheed Martin, GE, Pratt & Whitney, GKN и BAE Systems, уже инвестируют в 3D-печать миллионы долларов, а американские военные уже экспериментируют с принтером, который путешествует на авианосцах и позволяет печатать необходимые запчасти, не дожидаясь дни и недели поставки новых агрегатов.

Во что будут облачены военные летчики в ближайшем будущем, рассказали представители компании BAE Systems, представившей свою новую разработку – шлем Striker II, позволяющий видеть в темноте. Шлем проецирует информацию на защитное стекло, при этом отслеживает повороты головы.

Шлем имеет ряд преимуществ перед существующими на рынке аналогичными очками, вес которых составляет полкилограмма и которые доставляют неудобство, когда летчик испытывает перегрузки до 9 g.

Загрузка