К концу 1914 года Первая мировая война зашла в позиционный тупик: оборонительная тактика с использованием пулеметов и проволочных заграждений оказалась намного эффективнее, чем наступательная. Армии обеих сторон засели в окопах, атаки не приносили иного результата, кроме бессмысленных жертв. По этой причине остро обозначилась потребность в бронированных боевых машинах для прорыва эшелонированной обороны противника.
Нужно признать, что участие танков в боевых действиях Первой мировой было не очень масштабным. Однако именно этот период становления нового вида военной техники представляет особый интерес. Грубо говоря, танк возник как попытка скрестить трактор (как правило, гусеничный) с мощным вооружением (артиллерийским или пулеметным). Но в поисках оптимального решения конструкторы как только ни экспериментировали с формой и устройством новой машины.
Великобритания
В феврале 1915 года Уинстон Черчилль, первый лорд Адмиралтейства, сформировал и возглавил Комитет по сухопутным кораблям. Любопытно, что одним из источников идеи послужил фантастический рассказ Герберта Уэллса «Сухопутные броненосцы». Всего год спустя состоялась успешная демонстрация прототипа и армия заказала сто машин под кодовым названием tank (то есть «бак», «цистерна»). В целях секретности распространялись слухи, что британцы по заказу русской армии изготавливают «полевые емкости для воды».
Яркая особенность первых английских танков — их ромбовидный профиль с гусеницами, пущенными поверх корпуса. Основное вооружение при этом размещалось в спонсонах (боковых выступах) — конструктивное решение, позаимствованное у военного флота.
15 сентября 1916 года в битве при Сомме «емкости для воды» впервые показали себя в деле.
Mark I — первый боевой танк
Франция
Французские боевые машины на гусеничном шасси получили название «штурмовой артиллерии». Первенцы, средние (по весовой категории) танки «Шнейдер» и «Сен-Шамон», принимали участие в боевых действиях с весны 1917 года. Но наиболее успешным французским танком Первой мировой считается легкий (первый в своем классе) «Рено» FT-17. Это также и первый танк классической компоновки: отделение управления впереди, боевое — в центре, моторное — сзади. Легкий танк был дешевле в производстве, отличался маневренностью, к тому же его можно было доставлять на передовую на грузовиках. FT-17 стал самым массовым танком войны. Более того, он эксплуатировался армиями разных стран вплоть до 1940-х годов.
Renault FT-17 — первый танк классической компоновки
Германия
Немцы начали разработку своего танка в конце 1916 года. Первый серийный танк империи получил имя A7V по аббревиатуре 7-го (транспортного) отделения главного управления военного министерства. Эта громоздкая машина с экипажем из 18 человек вышла похожей скорее на передвижную крепость и больше подходила для круговой обороны, чем для прорыва вражеских укреплений. Хотя и с точки зрения обороны имела изъяны в виде «слепых» зон.
A7V — первый серийный танк Германии
Россия
В России тоже велись работы над созданием военных машин для преодоления патовой ситуации на фронте. Один из отечественных проектов, танк Н. Н. Лебеденко, он же «Нетопырь», он же «Царь-танк», считается крупнейшим когда-либо построенным танком (хотя не все историки согласны называть танком эту машину). По сути, он напоминал огромный артиллерийский лафет.
Маленькая движущаяся модель якобы была показана Николаю II и произвела на него большое впечатление. В 1917 году 9-метровый гигант был построен и оснащен двумя мощными немецкими двигателями, снятыми с трофейного цеппелина. Но дальше первого испытания дело не пошло.
Танк Лебеденко — самый большой танк