Национальная символика (обычно в нее включают герб, флаг и государственный гимн) складывается в ее нынешнем виде в конце Нового времени — когда начинают формироваться нации в их современном понимании. До этого символикой государств, как правило, была символика их правящих монархий.
В России долгое время как символ использовалось красное полотнище с ликом Христа на нем. Лишь при Петре I появились официальный военно-морской флаг — белое полотнище с Андреевским крестом — и торговый — нынешний красно-сине-белый — флаг. По легенде, он был составлен из цветов нидерландского знамени, увиденного царем во время Великого посольства.
Правда, царствование Александра II Российская империя (если быть точным, с 1865 по 1881 год) провела под бело-желто-черным флагом императорской семьи. Затем, при Александре III, страна вернулась к бело-сине-красным цветам. Российская Республика, провозглашенная в 1917 году Александром Керенским, сохранила флаг монархии. Но продержалась она недолго.
Созданная большевиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика полностью отказалась от преемственности, используя красное знамя с надписью РСФСР как официальный символ.
Однако после 1922 года и провозглашения Союза Советских Социалистических Республик красное знамя отошло этому государству. Россия же получила новый флаг — красное знамя с серпом и молотом и синей полосой вдоль древка.
Но этот флаг использовался редко: преимущественно на официальных парадах наряду со знаменами других республик, потому что граждане отождествляли себя с красным полотнищем Страны Советов. Более того, у него, как и других республиканских флагов, не было пространства для использования:
спортсмены, музыканты и политики представляли весь СССР, уличная агитация опиралась также на общесоветское красное знамя с серпом и молотом в углу.
Впрочем, во время перестройки на митингах оппозиции стали развиваться национальные знамена. Россия не была исключением — все чаще на площадях можно было увидеть красно-сине-белые (их использовала демократическая оппозиция) и бело-желто-черные стяги (их несли националисты и монархисты).
Впрочем, вопрос госсимволики для России не был определяющим. В декларации о государственном суверенитете, принятой 12 июня 1990 года, о флаге и гербе не говорилось ничего. Из советских республик только Литва решением своего Верховного совета еще в 1988 году приняла постановление о возвращении национального флага довоенной эпохи — желто-зелено-красного.
Но чем необратимее становился процесс распада СССР, тем активнее шли разговоры о необходимости замены символов. Неофициально новый флаг России стал приметой перемен: 12 июня 1991 года, в день выборов президента РСФСР, тысячи москвичей пронесли по городским улицам огромный триколор. А в августовские дни, после провала путча, Егор Гайдар, говоря об эйфории этих дней на московских улицах, в мемуарах описывал «развевающиеся трехцветные российские флаги и ликующие толпы».
Выступая с танка около Белого дома, триколором размахивал и Ельцин.
22 августа был принят закон о национальным флаге, по которому именно бело-сине-красный стяг стал знаменем новой России. Правда, в нем новый российский флаг описывался как «бело-лазорево-алый». Именно в такой формулировке цвета российского флага были введены в поправке в Конституцию, принятую 1 ноября 1991 года.
Любопытно, что в то время дискуссии о символике страны не вызывали резонанса. Так, газета «Правда», публиковавшая многочисленные фотографии с баррикад в Москве 19–22 августа 1991 года с обилием триколоров, не нашла места на публикацию даже выжимки закона о «Государственном национальном флаге РФ».
Согласно новой Конституции России, которая вступила в силу 12 декабря 1993 года, «государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». В этом документе, подписанном 11 декабря 1993 года, российский флаг был описан как «бело-сине-красный».
В дальнейшем попыток изменить его всерьез не предпринималось.
Часть оппозиции критиковала трехцветное полотнище за то, что его в годы Великой Отечественной войны использовали коллаборационисты (Русская освободительная армия генерала Власова и Комитет освобождения народов России), однако до вынесения вопроса на референдум дело не дошло.
Во многом это было связано с тем, что красно-синий флаг РСФСР и бело-желто-черный имперский флаг были еще менее популярны. Поэтому в 1999 году при принятии нового закона о государственных символах поменялся только российский гимн — вместо «Патриотической песни» Михаила Глинки им стали новые стихи Сергея Михалкова «Россия, священная наша держава…» на старую музыку Бориса Александрова.
Однако некоторые республики бывшего СССР вынуждены были менять свою национальную символику. В начале 1990-х в Грузии был принят красно-бело-черный флаг существовавшей в начале 1920-х годов Грузинской Демократической Республики, но с приходом к власти Михаила Саакашвили он был заменен на бело-красный флаг с четырьмя крестами (ранее бывший флагом Картли — Кахетинского региона).
В Белоруссии принятие закона о национальном флаге вызвало море дискуссий. Зенон Поздняк, один из лидеров Белорусского народного фронта, вспоминал, что решение о бело-красно-белом знамени как символе независимой Белоруссии было принято с минимальным преимуществом и ему лично пришлось просить депутатов от Компартии голосовать «за сьцяг». Однако
14 мая 1995 года на референдуме большинство белорусов высказалось за красно-зеленый флаг бывшей Белорусской ССР.
Запретительные меры на использование старого флага привели к тому, что бело-красно-белое знамя стало символом оппозиции (именно под ним происходят крупнейшие антиправительственные митинги и шествия в этой стране).
Трехцветный флаг потихоньку вошел в жизнь россиян — хотя долгое время в стране действовали ограничения на частное использование знамени
(с 2008 года россияне имеют право демонстрировать национальный флаг из окна дома или машины по любому поводу, если это не считается надругательством).
Однако летом 2014 года депутат Государственной думы от Либерально-демократической партии Михаил Дегтярев предложил вернуть России имперскую символику. Эта идея, впрочем, не нашла общественного понимания — россияне уже привыкли жить под бело-сине-красным флагом и полностью ассоциируют себя с ним.