В 2014 году Москва отмечает 867 лет со дня основания, однако уже в следующем году город может «постареть» и вполне отметить какую-нибудь круглую дату.
В том числе и для этого археологи проведут дополнительные раскопки в районе 14-го корпуса Кремля, здание которого согласно предложению президента России Владимира Путина о «восстановлении исторического облика этого места с двумя монастырями и церковью» вообще хотят снести.
Археологические раскопки будут вестись с целью обнаружения следов селения вятичей, которое, по мнению некоторых специалистов, в том числе и главного археолога столицы Александра Векслера, располагалось в X веке на месте нынешних Боровицкой и Соборной площадей. Более того, там, где сейчас стоит Архангельский собор, археологи надеются найти остатки еще более древнего финно-угорского поселения. Таким образом, столица может стать почти на два века старше.
Сразу же вспоминается отмечавшееся в 2005 году тысячелетие Казани. А праздновать его решили после того, как при раскопках Казанского кремля якобы была обнаружена чешская свинцовая монета, датируемая 1005 годом.
До этого было принято считать датой основания Казани 1177 год. В пользу этого говорит литературный памятник «История о Казанском царстве, или Казанский летописец», который был написан между 1564–1566 годами, то есть уже после захвата города Иваном IV Грозным. Последний факт говорит о том, что этот памятник не может претендовать на доказательство даты основания города.
О тысячелетней истории Казани гласит свод средневековых булгарских летописей «Джагфар Тарихы». Однако большинство ученых считает этот документ, который невесть как оказался у учителя истории Фаргата Нурутдинова, качественной, но все же подделкой, созданной в XX веке.
Датой же основания Москвы принято считать 1147 год, или 6654 год от сотворения мира, а взята эта дата из «Ипатьевской летописи» — общерусского летописного свода южной редакции конца ХIII — начала XIV века. А обнаружен этот свод был небезызвестным Николаем Карамзиным. Летопись содержит второй по древности список начальной русской летописи — «Повести временных лет». Кроме того, «Ипатьевская летопись» включает в себя «Киевскую летопись» и «Галицко-Волынскую летопись».
Непосредственно о Москве говорится в части «Ипатьевской летописи», охватывающей «лЂто 6654 [1146 год] — лЂто 6655 [1147 год]»:
В лѣт̑ ҂s҃ х҃ н҃е [6655 (1147 год)]. Иде Гюрги воевать Новгорочкои волости. И пришедъ взѧ Новъıи Торгъ и Мьстоу всю взѧ. А а ко Ст҃ославоу присла Юрьи повелѣ емоу Смоленьскоую волостъ воевати. И шедъ Ст҃ославъ и взѧ люди Голѧдь 3верхъ Поротве, и тако ѡполонишасѧ дроужина Ст҃ославлѧ. И приславъ Гюргии реч̑ : приди ко 38 мнѣ брате въ Московъ.
В современном переводе эта часть звучит следующим образом:
В 1147 году. Пошел Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала так пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приходи ко мне, брат, в Москву».
Именно на этот фрагмент опирались историки, подсчитывая возраст Москвы. Однако встреча князей произошла в апреле, а день города празднуется в сентябре. Более того, из самого текста летописи следует, что к моменту встречи Юрия Долгорукого со Святославом некое поселение на месте Москвы уже существовало.
Москву пытались «состарить» и после сноса гостиницы «Россия». Тогда в Зарядье вновь велись археологические раскопки, однако желаемого результата они не принесли. А спекуляции вокруг того, что Москва «запросто сможет отпраздновать свое 2500-летие, а то и 3000-летие», на время прекратились.
В 2014 году есть все шансы на то, что необходимые для обоснования нового возраста Москвы находки все-таки будут сделаны, а в 2015 году столица отметит, например, 1100-летие.