Владимир Путин заявил о готовности распространить действие закона «О реабилитации репрессированных народов» на крымских татар. «Было бы неплохо, если бы действующим законом от 1991 года приравнять и крымских татар. Это была бы серьезная моральная поддержка крымским татарам», — заявил президент Татарстана Рустем Минниханов. «Газета.Ru» разобралась, что может стоять за обещанием реабилитации и на что, кроме моральной поддержки, могут рассчитывать крымские татары.
Переселение людей по национальному признаку в СССР началось в 30-е годы. В 1935 году было переселено относительно небольшое число (около 30 тыс. человек) финнов. А первым действительно массовым (170 тыс.) стало переселение корейцев с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан. Кроме того, проводились зачистки приграничных районов СССР от национальностей, которые руководство страны считало неблагонадежными.
В частности, в удаленные от границ районы СССР выселяли поляков, а в Казахстан из приграничных районов Азербайджана были депортированы иранцы.
Чаще всего к такому сильному средству, как насильственное переселение народов, прибегали в ходе Великой Отечественной войны. Эти народы сразу оказывались в положении спецпоселенцев – без права передвижения, с необходимостью отмечаться в комендатуре, ограничением на работу и образование. Часть из них попадала в трудовые лагеря, первыми там еще в начале войны оказались более полумиллиона немцев, проживавших на территории СССР (в июле 1941 года было упразднено их национально-территориальное образование – Автономная советская социалистическая республика Немцев Поволжья). В 1942 году из Ленинградской в Иркутскую область, Красноярский край и Якутию была выселена небольшая часть финнов.
В 1943 году были переселены карачаевцы, калмыки, в 1944 году – чеченцы, ингуши, балкарцы и крымские татары.
Кроме татар из Крыма выселялись греки, болгары, армяне и немногочисленная часть турок. Карачаевцы вывозились в Казахстан и Киргизию, калмыки — в Алтайский и Красноярский края, Омскую и Новосибирскую области, чеченцы, балкарцы и ингуши – в Казахстан и Киргизию, крымские татары – в Узбекистан. Кроме того, из Грузии в Среднюю Азию выселены турки-месхетинцы. Формально все эти народы обвинялись в сотрудничестве с врагом, даже в тех случаях, когда эти обвинения были совершенно нелепыми.
Так, с фронта было отозвано порядка 3,5 тыс. рядовых и офицеров калмыков на строительство Широковской ГЭС.
Всего за первые 30 лет Советской власти 14 народов были выселены полностью, более 40 подверглись частичным депортациям. Часть этих народов была реабилитирована в 1956–1957 годах. В январе 1957 года Кабардинская АССР вновь стала Кабардино-Балкарской, Черкесская автономная область (ЧАО) стала Карачаево-Черкесской (КЧАО), была воссоздана Калмыцкая автономная область (в 1958 году ставшая АССР), Грозненская область РСФСР стала Чечено-Ингушской АССР. Однако существовавшая до войны Крымская АССР (в составе России) восстановлена не была. Также не было разрешено вернуться в родные места немцам и туркам-месхетинцам. Более того, крымских татар до 1974 года преследовали за попытки вернуться на родину, и в последующие до конца перестройки годы лишь немногим из них удавалось вернуться. Движение крымских татар за возвращение на родину существовало с начала 1960-х годов и отличалось тем, что было сугубо ненасильственным. Почти всегда реабилитация для выселенных народов не означала возвращения имущества, и лишь изредка те, кто занял выселенные дома, их освобождали.
Следует заметить, что в некоторых случаях реабилитация породила новые конфликты: так, часть территории, на которой жили ингуши, после 1944 года была передана в состав Северной Осетии и заселена осетинами.
В результате возник конфликт вокруг Пригородного района Северной Осетии, в ноябре 1992 года – уже после распада Союза и создания отдельной республики Ингушетия, – перешедший в горячую фазу.
В результате событий там погибло более 600 человек, по разным данным от 30 тыс. до 60 тыс. ингушей стали беженцами.
Формальная реабилитация, то есть признание депортаций преступлением, состоялась лишь в 1991 году, когда Верховным Советом РСФСР был принят закон «О реабилитации репрессированных народов». Закон этот, правда, был декларативным, к примеру, в нем не названо ни одного репрессированного народа. Его статья 1 гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов». «Этот закон активно использовался как аргумент вокруг Пригородного района в осетино-ингушском конфликте. Вместо того чтобы заниматься возвращением людей в места исконного проживания, власть декларировала нечто, что было воспринято как право забрать эту территорию обратно», — рассказал «Газете.Ru» Ян Рачинский, сопредседатель правозащитного сообщества «Мемориал».
Что касается реабилитации отдельных людей, то в России принят закон о реабилитации жертв политических репрессий, который должен распространяться и на крымских татар.
Разъяснения Конституционного суда гласят, что поскольку на момент репрессий Крым входил в состав РСФСР, то этот закон распространяется и на них.
При этом КС уже дважды принимал решения о том, что компенсации жертвам политических репрессий должны быть пересмотрены с учетом новых возможностей государства. Если в 1991 году компенсация была кратна минимальному размеру оплаты труда, то сегодня, после монетизации льгот сидевший в сталинских лагерях может получить за месяц лагерей целых 75 рублей.
То есть сегодня он вправе рассчитывать на 9 тыс. рублей за 10 лет лагерей.
При этом жертвы насильственных переселений не могут рассчитывать даже на эти суммы. Представителям репрессированных народов разово выплачивается не более 10 тыс. рублей, если был изъят дом, на эти деньги уже сегодня могут претендовать крымские татары.
А если дома не было, то за все утраченное имущество и скот – не более 4 тыс. рублей.
Кроме того, региональные компенсации в виде выплат и льгот – например, скидка на услуги ЖКХ.
Что имеет в виду Минниханов, говоря о реабилитации крымских татар, остается только предполагать. «Другого закона нет и быть не может, потому что Конституция предусматривает равенство перед законом, балкарцы ничем не хуже и не лучше крымских татар. К сожалению, наши руководители не знают законов собственной страны. Я сильно опасаюсь, что если будет попытка купить лояльность татар в Крыму, это вызовет существенное непонимание в других регионах. Ведь та же Калмыкия, да и любая из пострадавших национальностей живут чрезвычайно небогато и не могут похвастаться особым благоденствием, кроме разве что ближайшего окружения Кадырова», — считает Рачинский.