Еще задолго до того, как в начале ХХ века лыжи стали спортом, бегуны поняли, что ускорять ход по снегу можно, если предварительно обработать поверхность лыж. Древние охотники обмазывали свои деревянные лыжи жиром животных, чтобы улучшить их скольжение. Развитие химии не могло не сказаться и на лыжной смазке: она стала общедоступной уже с начала прошлого века (главным образом в Скандинавии, а затем и в Советском Союзе).
В 1974 году в лыжах произошел настоящий переворот: на чемпионате мира в Фалуне швед Томас Магнусон выиграл золото на пластике, а последним «деревянным» чемпионом стал норвежец Магне Мюрмо.
Современные бегуны используют в подавляющем большинстве пластиковые лыжи.
В дальнейшем были изобретены лыжи с насечкой: они снабжены зазубринами, улучшающими сцепление с трассой. Как следствие, смазывать их перед выходом на лыжню не нужно. Они очень популярны у европейских и американских любителей, но в определенных ситуациях (например, на леденистой лыжне) могут не сработать.
На любительском уровне мази обычно различают по температуре. Наносят на поверхность лыжи их с помощью специального скребка.
Но для спортсменов высших достижений этого недостаточно: их сервисмены должны учитывать десятки факторов. Лыжи должны скользить, но не покрываться льдом или снегом, не катиться назад, не мешать бегуну толкаться. Более того, после того, как швед Гунде Сван в начале 1980-х годов изобрел коньковый ход, задача готовящих инвентарь лыжника заметно усложнилась: мазь должна помогать спортсмену идти выбранным ходом (классическим или коньковым).
По мнению специалиста факультета прикладной физики Университета Лулео (Швеция) Леонида Кузьмина (по совместительству — муж знаменитой экс-советской, а затем шведской лыжницы Антонины Ординой), главная задача в том, чтобы уменьшить трение между скользящей поверхностью лыж и снегом.
При этом, отмечает Кузьмин, коэффициент трения складывается из коэффициентов трения отдельных элементов — свежевспаханного снега, водного конденсата, грязи на снегу и т.д.
Обработка лыжи сейчас нередко ограничивается нанесением эмульсий и парафинов. Однако сейчас часть сервисменов предпочитают делать упор на работу с металлической циклей , срезая старый слой пластика и обнажая новый, лучше скользящий. Более того, Кузьмин считает, что хорошего результата можно добиться, применяя специальный стальной инструмент — шабер.
Значение, которое лыжники придают смазке, огромно: для этой работы создаются специальные вакс-траки (грузовики, в которых можно заниматься обработкой лыж). Так, Россия и Швеция обзавелись ими в 2013 году, в преддверии сочинской Олимпиады.
Более того, изучение структуры снега на будущей трассе Олимпиады или чемпионата мира позволяет придумать оптимальный режим обработки лыж. В результате самые развитые державы устраивают настоящие шпионские экспедиции: например, шведские сервисмены предприняли несколько поездок в окрестности комплекса «Лаура» в Сочи до Олимпиады, чтобы заранее понять, как мазать лыжи на местных склонах. В 2012 году были там замечены и норвежские научные бригады.
Однако это наследникам легендарного Бьорна Дэли не помогло: хотя норвежские спортсмены и выиграли индивидуальный спринт у мужчин и женщин, дистанционная команда победила только в женском скиатлоне (дистанция 7,5 км + 7,5 км со сменой хода и, соответственно, лыж). Зато неудержимы шведы, которые добились побед в эстафетах, а также завоевали еще семь медалей (пять серебряных и две бронзовые). Норвежцы объясняют это тем, что они не угадали с мазью, а «если лыжи не едут, то соревноваться невесело» . Пока представители самой лыжной страны мира утешают себя тем, что в общем медальном зачете они выше Швеции.
О том, кто в нем победит, а также о других событиях Игр можно узнать на специальной странице «Газеты.Ru», посвященной Олимпиаде в Сочи.