Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Лесным слонам не место в Газе

Ученые разгадали загадку битвы слонов на территории нынешнего сектора Газа

Генетический анализ изолированной группы слонов позволил опровергнуть историческую хронику, описывающую одну из самых важных битв в истории эллинизма. Интерес к деталям эллинистической истории легко объясним: слишком велико было влияние этой эпохи на дальнейшую культурную жизнь Европы и Азии.

Нашла свое объяснение проблема использования слонов в битве между двумя осколками империи Александра Македонского. Об этом говорится в исследовании группы ученых из базирующегося в Урбане-Шампейне Университета Иллинойса (США), которое опубликовано в первом номере 2014 года научного журнала Journal of Heredity.

Дело в том, что империя, созданная в конце IV века до нашей эры Александром и объединившая Грецию, земли на Балканском полуострове (то, что тогда называли Македонией), Египет, Малую, Переднюю, Среднюю Азию, территории современного Ирака, Ирана и частично Пакистана, оказалась недолговечной. Земли в долине Инда вернулись под контроль местных раджей, а за остальные развернулась война между диадохами — полководцами армии Александра. После долгих войн выделилось несколько крупных государств: в частности, Египет под контролем Птолемея и его наследников и государство Селевкидов, занимавшее огромные азиатские территории, от Ирана до Средиземного моря. Естественно, что и эти образования конфликтовали между собой, в частности, за обладание приморскими городами в Финикии и Палестине.

В 217 г. до н.э. близ города Рафия (ныне он называется Рафах и находится на территории сектора Газа) сошлись армии египетского фараона Птолемея IV и царя Селевкидского государства Антиоха III. Армии были велики, к тому же на обеих сторонах должны были воевать слоны.

«Они в то время считались чем-то вроде нынешних танков, пока римляне не научились бороться с боевыми слонами», — рассказывает соавтор исследования Альфред Рока.

Из-за своего размера животные с хоботом вызывали ужас у пехотинцев, став козырной картой для полководцев того времени. Антиох использовал азиатских слонов, которых привез из Индии. Птолемей мог использовать африканских животных, завезенных с территории нынешней Эритреи. Если верить греческому историку Полибию, который описывал события той войны в своей многотомной «Всеобщей истории», африканские слоны испугались размера своих собратьев и бежали с поля боя.

Однако Птолемею удалось, несмотря на поражение в борьбе «козырей», добиться общей победы.

Считается, что это сражение было вторым по величине после битвы при Ипсе, закончившей раздел империи Александра (301 г. до н.э.).

Битвой при Рафии, по сути, закончилась война за обладание Келесирией — южной частью Сирии, которая оказалась под контролем Египта до конца столетия.

Сообщение Полибия вызывало дискуссии у историков, так как в действительности азиатские слоны меньше, чем африканские. Другим различием считается больший размер бивней и ушей у «африканцев». Впрочем, существовал подвид лесных слонов, которые, как правило, уступают «азиатам» в размере.

Тем не менее группа специалистов по древним животным из Иллинойса провела генетический анализ изолированной группы слонов в Эритрее (потомков проигравших при Рафии), которых насчитывается от 100 до 200, и доказала: под стенами древнего палестинского города сражались именно африканские саванные слоны. «Все генетические маркеры, изученные нами, показывают: речь шла о саванных слонах. Это значит, что можно прекратить спекуляции о присутствии лесных слонов в то время в этой части света», — утверждает Рока. Таким образом, стоит считать, что бегство животных египетской армии было спровоцировано иными причинами.

Впрочем, стереотип о величине азиатских слонов устойчив и по сей день: так, в компьютерной игре Age of Empires, где описана битва при Рафии, слоны Птолемея меньше, чем слоны Антиоха.

Интерес к деталям истории этого периода легко объясним. Последствием завоеваний Александра Македонского стало, в частности, формирование новой культуры, получившей название эллинистической. В его рамках происходило активное взаимопроникновение античной Греции и Востока, как Ближнего, так и Ирана. Как следствие, возникали космополитичные центры, такие как Александрия в Египте с ее библиотекой.

Кроме того, синкретизм античной и восточной мудрости во многом привел к религиозно-философскому буму:

возникли такие учения, как манихейство и гностицизм, повлиявшие на дальнейшую интеллектуальную историю человечества .

Поэтому изучение эллинизма привлекательно для историков, и даже такие локальные сюжеты, как причины бегства слонов из-под стен Рафии в ходе битвы, становятся предметом научной дискуссии.

Загрузка