Будда Шакьямуни (при рождении — Сиддхартха Гаутама) является легендарным основателем буддизма, рассказы о его жизни, его изречения и диалоги с учениками легли в основу буддийского канона «Трипитака». Первые тексты, рассказывающие о Будде, появились спустя довольно длительное время после его смерти, и именно поэтому восстановление подлинной биографии Будды является очень сложной задачей. Более того, в существующих текстах основное внимание уделяется не хронологии и датам, а философским аспектам.
Именно поэтому до настоящего времени существовало несколько вариантов датировки жизни Будды Шакьямуни. Основными ориентирами для ученых служат его возраст на момент смерти (80 лет, в этом сходятся все источники) и даты правления царя Ашоки, который способствовал распространению буддизма в Индии (начало правления — 268 год до н.э.). Согласно одним источникам, Будда умер за 218 лет до этого события,
то есть годы его жизни приходятся примерно на 566–486 годы до н.э.), согласно другим — смерть Гаутамы произошла за сто лет до воцарения Ашоки (448–368 годы до н.э.).
Группа ученых из Великобритании и Непала под руководством Робина Конингема (Даремский университет) провела археологические раскопки на территории храма Майя-Деви в поселении Лумбини (Непал) и получила свидетельства того, что Будда Шакьямуни родился в VI веке до н.э. С результатами работы исследователей можно ознакомиться в журнале Antiquity.
Лумбини — одно из четырех важнейших для буддистов мест паломничества: считается, что Сиддхартха Гаутама родился именно там. Храм Майя-Дели, построенный в честь матери Будды, занимает центральную часть комплекса. Раскопки там проводились и раньше, однако несколько лет назад были приостановлены Японской буддийской федерацией.
В 2012 году группе Робина Конингема удалось возобновить работы в центральной части храма. Они обнаружили, что часть пола комплекса огорожена бордюром из каменных плит, имеющих размер 520х380х75 мм и вес около 19 кг. Под ними находилось еще два слоя подобных плит, и все они уходили под стены, построенные во время правления царя Ашоки.
Это значило, что стены храма были сооружены поверх другого, более раннего строения.
Далее археологи обнаружили, что нижний слой плит носит следы шести отверстий, оставленных, судя по всему, деревянными столбами, которые могли быть подпорками для некоего навеса. Исследователи решили изучить почву, находившуюся в центре огороженного бордюром пространства. Они выяснили, что около двух тысяч лет назад почва страдала от избыточной влаги, но при этом обрабатывалась людьми: были обнаружены остатки растений, пепла, древесный уголь и кости.
Позднее, примерно в VI веке до н.э., на этом месте была сооружена искусственная насыпь, которая и стала открытым пространством в центре храма, огороженным бордюром. Анализ почвы выявил остатки растений, относящиеся и к этому периоду. Надстройки, которые в итоге закрыли пространство, датируются более поздним периодом.
Археологи имеют все основания предполагать, что на участке земли, остававшемся открытым в самом центре храма,
находился бодхи-гхара – буддийское культовое сооружение, предназначенное для поклонения растущему в центре дереву
(символизирует просветление Будды, которого он достиг, сидя под фикусом Бодхи). Бодхи-гхара — это квадратный открытый дворик, окруженный массивной стеной и крытый портиком.
Таким образом, сегодня ученые могут утверждать: если бодхи-гхара существовали уже в VI веке до н.э., то верной оказывается более ранняя датировка годов жизни Будды Шакьямуни. Однако руководитель работы Робин Конингем говорит, что для окончательного принятия этих данных необходимо искать подобные сооружения в трех других центрах буддизма — Кушинагаре, Бодх-Гае и Сарнатхе.