Список денежных премий, ежегодно вручаемых в мире за научные достижения, пополнился еще одной. В США объявлено об учреждении Леонидом Блаватником, американским предпринимателем-миллиардером советского происхождения, новой премии в размере $250 тыс. (7,5 млн рублей).
Ежегодно эта премия, которая служит «выявлению и поддержке самых перспективных ученых Америки возрастом до 42 лет», будет присуждаться трем ученым за достижения в физике и инженерии, химии и сфере наук о жизни.
Учредителя у премии будет два. Это семейный фонд Blavatnik Family Foundation, через который бизнесмен жертвует деньги на американское образование и еврейскую общину, и Нью-Йоркская академия наук – научная некоммерческая организация. «В отличие от премий, предназначенных маститым ученым, Премия Блаватника нацелена на поддержку тех ученых, которые молоды и могут выиграть от раннего признания», — заявил Торстен Визель, почетный председатель Академии.
«Нобелевская премия составляет порядка $1 млн. Я думаю, что $250 тыс. — это достаточно для того, чтобы сделать премию действительно интересной, и не так много, чтобы она была невообразимой. В мире много премий для состоявшихся ученых, однако я не думаю, что молодые ученые получают достаточную систематическую поддержку, — рассказал Блаватник.— Наша цель — прославить самых выдающихся американских ученых, отметить их достижения, чтобы вдохновить новое поколение исследователей. Фонд Блаватника намерен поддерживать революционные исследования в науке и технологии, решающие наиболее важные глобальные проблемы».
Выход благотворительной активности Блаватника на национальный масштаб стал возможен после успеха его региональной премии, учрежденной в 2007 году для молодых ученых трех штатов – Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута. Лауреатам этой премии, на которую претендуют и математики, выплачивается по $30 тыс.
«Мы вроде как обкатали премию на региональном уровне и собрали невероятный пул талантов. Мы собираемся сохранить те премии, но сумма в $250 тыс. выведет их на другой уровень», — добавил Блаватник.
Номинировать кандидатов на получение премии Блаватника смогут порядка трехсот лидирующих университетов США, независимые исследовательские центры, признанные ученые, нобелевские лауреаты и призеры прошлых премий Блаватника.
Оценивать поданные заявки будет специальное жюри, в которое войдут 60 наиболее выдающихся американских ученых. Им предстоит отбирать лауреатов по таким критериям как качество, новизна и научное влияние проделанной работы.
Заявки на получение первых премий будут приниматься с октября по декабрь 2013 года. Объявление победителей национальной премии состоится в сентябре 2014 года. «Лен (Леонид) является бизнесменом до мозга костей, он создал предшественника этой премии в рамках трех штатов, и, глядя на многих из лауреатов, можно сказать, что это успех!», — считает Эллис Рубинштейн, глава Нью-Йоркской академии наук, по словам которого, цель премии — создавать «суперзвезды в науке».
Блаватник, эмигрировавший в США в 1978 году, является основателем инвестиционной компании Access Industries. Компания строит бизнес на трех направлениях: добыча полезных ископаемых, медийный рынок и недвижимость. В мае «Газета.Ru» сообщала о том, что миллиардер намерен приобрести 30% акций российской группы «Связной», сумма сделки может достигать $200 млн. Состояние бизнесмена оценивается более чем в $16 млрд, до 2013 года Access Industries в составе консорциума AAR входила в число российских акционеров ТНК–ВР, которая была продана «Роснефти».
Последние несколько лет Блаватник заметно увеличил свои траты на благотворительные цели.
В 2013 году его фонд перечислил $50 млн Гарвардскому университету на развитие предпринимательских программ в области науки о жизни, а три года назад выделил $114 Оксфордскому университету на создание школы управления.
Премия Блаватника по размеру станет в один ряд с крупнейшими научными премиями мира. На сегодняшний день крупнейшая научная премия — это премия по фундаментальной физике, учрежденная российским предпринимателем Юрием Мильнером, совладельцем Mail.Ru Group и инвестфонда DST, которая составляет $3 млн. Такой же размер имеет и премия, учрежденная Юрием Мильнером совместно с основателями Facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена) и Google Марком Цукербергом и Сергеем Брином, которая будет присуждаться за прорывы в области медицины. Помимо этих премий, фонд Юрия Мильнера выдает премии молодым ученым, размер которой составляет $300 тыс. — на $50 тыс. больше, чем новая премия Блаватник.
Самая известная и статусная, Нобелевская премия, составляет примерно $1,4 млн, премии Шоу, Кавли и Абелевская премии — по миллиону долларов. Размер Государственной премии РФ за достижения в области науки и технологий составляет 5 млн рублей, президентская премия для молодых ученых – 2,5 млн.
«Это хорошее событие, важное для молодых ученых и науки в целом.
Американских ученых, — считает Александр Кабанов, лауреат «мегагранта» от МГУ, содиректор Института наномедицины, Университет Северной Каролины в Чапел Хилл, США. — Было бы очень неплохо, если бы Абрамович, Прохоров, Вексельберг, Хан или кто-то еще из этого списка учредили бы премию для молодых ученых, которую могли бы получить не только российские, а любые молодые ученые. Но, во-первых, чтобы премия бы выдавалась в России, например, в Москве. Во-вторых, чтобы эксперты были международные, Нобелевские лауреаты в том числе, действительно крупнейшие российские ученые. И чтобы судили по «гамбургскому счету» и давали крупную сумму. Это, на мой взгляд, привлекало бы внимание к работе наших ученых, дало им возможность проверить себя на мировой арене и в то же время быть замеченными. Как на конкурсе Чайковского. Победит Ван Клиберн — будем рукоплескать американскому гению, победит свой — будем гордиться своим.
Я с болью и надеждой думаю о судьбе молодых ученых от 30 до 40 в России.
С болью потому, что они находятся в сложном положении — я уже говорил об этом, разрушена связь научных поколений, отсутствует согласие между разными представителями российского научного сообщества. Все это создает неблагоприятную психологическую обстановку, плохо сказывается на результатах.
С надеждой потому, что, вернувшись в Россию благодаря мегагранту, я понял, что в 2000-е выросла плеяда талантливых молодых ученых, понимающих, как надо делать науку по мировым стандартам. Сейчас критические время — талантливую российскую молодежь надо поддержать. Поддержать сегодня, а не потом, когда ее не останется».