Методы, которыми овладели социологи для изучения общества и различных моделей поведения, за последние несколько лет претерпели значительные изменения. К традиционным практикам добавился анализ сообщений, оставляемых людьми в социальных сетях, в особенности в твиттере, при помощи мобильных телефонов. Появился даже специальный термин – датамайнинг (Data Mining), введенный в 1989 году. Это обозначение метода, подразумевающего поиск, классификацию и интерпретацию хранящихся где-либо невостребованных объемов информации для тех или иных практических целей.
Этот новаторский метод и взяли на вооружение социологи под руководством Моргана Фрэнка из Университета Вермонта (США), чтобы выяснить, как настроение и радость людей зависят от того, насколько далеко они от дома.
Ученые проанализировали содержание 37 миллионов статусов, которые 180 тыс. человек писали в своем твиттере в разное время, находясь дома, на работе или в поездках по территории США.
При анализе каждого сообщения учитывалось точное географическое положение пользователя. Это оказалось возможным благодаря тому, что пользователи сервиса, заходящие на ресурс с мобильных устройств, могут автоматически указывать свои координаты при помощи встроенных в гаджеты датчиков GPS.
Первое, что смогли выяснить исследователи, – большинство твитов люди оставляют, находясь работе или дома. Второе важное заключение состоит в том, что жители крупных городов в среднем совершают более дальние поездки, чем жители малонаселенных районов. Примером могут служить густонаселенные окрестности залива Сан-Франциско. «Это может объясняться присутствием туристов, которые обычно имеют более широкий радиус перемещений, чем те, кто живут и работают в районе залива», — считают авторы работы.
Однако самые интересные результаты принес анализ связи оставленных сообщений и географического местоположения.
Чтобы приписать каждому твиту некую оценку, связанную с эмоциональным состоянием отправляющего, ученые использовали созданную ранее программу – «гедонометр». Она опирается на сравнение твитов с базой данных из 10 тыс. англоязычных слов, каждому из которых присвоен вес от 1 (грусть) до 9 (счастье).
«Чтобы изучить связь между перемещениями и радостью, мы представили степень выражения счастья как функцию расстояния до дома», — пояснили авторы. Оказалось, что самые унылые слова появляются в пределах одного километра от дома или от места работы.
«Мы обнаружили, что с удалением от этого «грустного радиуса» выражение радости растет экспоненциально»,— делают вывод авторы работы.
К примеру, на расстоянии 2500 тысяч километров от дома люди чаще используют в сообщениях такие слова, как «пляж», «новый», «классный», «парк», «ресторан», «курорт», «кафе» и «еда». При этом все реже используются такие негативно заряженные слова, как «нет», «не хочу», «ненавижу», «не могу», «черт!» и «никогда».
Выяснилось также, что среди «позитивных» слов есть и небольшое исключение: именно неподалеку от родных мест люди чаще используют такие слова, как «мне», «Lol», «любовь», «нравится», «ха-ха», «мой», «ты» и «хороший». Несмотря на то что выборку намеренно ограничили пользователями ресурса, сменившими статус более трехсот раз за год, ученые уверены, те же выводы справедливы и для тех, кто меняет статус редко, например в отпусках. По словам социологов, полученные данные могут стать основой для новых методов изучения социальных связей, перемещений людей и распространения эмоций.