Психологи из Университета Монреаля Серж Лариве и Женевьев Шенар и их коллега из Университета Оттавы Кэрол Сенешаль решили посягнуть на святость общепризнанного символа доброты и милосердия XX века — матери Терезы. Мать Тереза — рожденная в Македонии албанка Агнес Гонджа Бояджиу — прославилась как основательница женской монашеской конгрегации «Сестры Миссионерки Любви», занимающейся служением бедным и больным. За свой труд она была награждена Нобелевской премией мира в 1979 году, а после смерти причислена католической церковью к лику блаженных. Однако ученые, проанализировав письменные источники, рассказывающие о ее жизни, пришли к выводу, что
медийный образ матери Терезы не выдерживает проверки фактами и создан искусственно, а ее причисление к лику блаженных срежиссировано эффективной кампанией в прессе.
Исследование выйдет в мартовском номере журнала Studies in Religion/Sciences religieuses и перекликается с критикой матери Терезы, выраженной знаменитым журналистом Кристофером Хитченсом в книге The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice.
Профессор Лариве наткнулся на материалы о матери Терезе, готовя семинар по этике для студентов. Описание ее жизни было столь экзальтированным, что привлекло внимание ученого — так он и его коллеги начали свое исследование. В результате они собрали 502 документа, рассказывающих о жизни и работе матери Терезы. 195 из них были отбракованы как недостоверные, а 287 оставшихся подверглись основательному изучению.
В своей статье ученые также отмечают ряд вопросов, не принятых во внимание Ватиканом при беатификации (причислению к лику блаженных) монахини. Это
«ее весьма сомнительный подход к работе с больными, неоднозначные политические контакты, подозрительные траты гигантских сумм денег, которые она получала, а также чрезмерно догматические взгляды на аборты, контрацепцию и разводы».
Деятельность матери Терезы по уходу за больными вызывает восхищение. За свою жизнь она открыла 517 миссий помощи больным и обездоленным в более чем 100 странах мира. Однако при ближайшем рассмотрении их работа оказалась далекой от идиллии. Доктора, которые посещали их, описывали их как «дома для умирающих». Лишь две трети людей, попадавших в центры, получали хоть какую-то медицинскую помощь; оставшаяся треть просто ждали смерти. Доктора отмечали несоблюдение гигиенических норм, еду, непригодную для употребления, и отсутствие элементарных обезболивающих.
Проблема была не в недостатке финансирования: фонд матери Терезы получал сотни миллионов долларов. Она исповедовала идеи страдания и смерти.
«Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте. Мир многое получает от страдания»,
— так, по словам Хитченса, мать Тереза отвечала на критику. Сама мать Тереза (и этот ее шаг многие сразу сочли спорным) в конце жизни предпочла лечиться не в одной из своих клиник, а в прекрасно оборудованном калифорнийском госпитале.
Анализ документов также показал, что фонд матери Терезы не проявлял особенной щедрости к пострадавшим от стихийных бедствий и техногенных катастроф. Во время нескольких наводнений в Индии и последовавшего за ними взрыва на заводе по производству пестицидов в Бхопале монахини возносили молитвы и раздавали медальоны с Девой Марией, однако не оказывали прямой материальной помощи. Сама блаженная с радостью принимала пожертвования, в том числе от диктатуры Дювалье (Гаити). Счета фонда оставались закрытыми от публики.
Возникает вопрос, как же возник образ, который в умах миллионов людей стал синонимом доброты? Исследователи считают, что свою роль сыграли в этом медийные механизмы, из них ключевым была встреча монахини с журналистом «Би-би-си» Малькомом Муджриджем. Он выступал против абортов и разделял ее радикальные католические взгляды. Журналист принял решение «продвигать» мать Терезу, а она открыла для себя возможности массмедиа. В 1969 году он снял о ней хвалебный фильм, после которого она стала мировой знаменитостью и получила массу премий, в том числе Нобелевскую. В своей благодарственной речи, комментируя судьбу женщины-боснийки, которую изнасиловали сербы и которая пыталась сделать аборт, она сказала: «Самая большая угроза миру сегодня — это аборты, потому что это прямая война, убийство, прямое убийство человека его собственной матерью».
После ее смерти Ватикан выждал обычные пять лет перед началом беатификации. Чудо, приписываемое матери Терезе, исцеление болей в животе, тоже выглядит спорным. Больная Моника Бесра утверждала, что ее спасло наложение медальона, благословленного матерью Терезой, однако доктора, лечившие ее, были уверены, что от туберкулеза и кисты яичников ее спасли медикаменты. Однако Ватикан признал исцеление чудом.
Несмотря ни на что, миф о матери Терезе принес миру пользу — возможно, большую, чем она сама.
«Если образ матери Терезы, закрепившийся в коллективном сознании, вдохновил на гуманитарную деятельность других людей, можно только радоваться этому. Весьма вероятно, что именно этот миф воодушевил многих людей начать работу в гуманитарных организациях, которые действительно помогают обездоленным и лишенным медицинской помощи», — заключают авторы статьи.