То, что челябинский болид стал наиболее документально зафиксированным случаем падения метеорита на Землю, стало очевидно еще 15 февраля, в день, когда произошло это событие. Обилие видеозаписей, сделанных с помощью видеорегистраторов, установленных на автомобилях местных жителей, не только привлекло к себе внимание пользователей YouTube по всему миру, но и позволило чешским астрономам первыми определить орбиту небесного тела и восстановить его путь в земной атмосфере. Это — первая оценка такого рода.
Российские же ученые продолжают кропотливую работу по поиску осколков метеорита и прочей информации, которая поможет в научных исследованиях. Так, в Челябинске и окрестностях работает большая комиссия, которая должна собрать все данные и предоставить их для регистрации в Международном каталоге метеоритов. Как сообщил «Газете.Ru» член комитета РАН по метеоритам Виктор Гроховский, возглавляет группу ученых старший научный сотрудник Института Геохимии и Аналитической Химии им. В. И. Вернадского РАН (ГЕОХИ РАН) Марина Иванова. В ноябре минувшего года «Газета.Ru» рассказывала о ее работе, опубликованной в журнале Science, по датировке происхождения Солнечной системы.Марина Иванова прокомментировала «Газете.Ru» работу по Челябинскому метеориту: «Сейчас основные задачи — собрать как можно больше сведений о местах сосредоточения массы вещества метеорита и по возможности очертить на карте ореол рассеяния метеорита.
Его протяженность получается очень большая, пока 150–200 км по длинной оси и 20–30 км в поперечнике.
Нам нужно изучить основной тип вещества, в лаборатории провести его минералогическое, петрографическое и химическое исследования, затем подготовить материл для регистрации метеорита в международном Номенклатурном комитете».
Отметим, что свое имя метеорит получит как раз после данной регистрации. По оценкам Ивановой, это произойдет после 10 марта: «Первые результаты будут представлены в Номенклатурный комитет для регистрации метеорита как можно быстрее, недели через две». На вопрос, когда и в каком научном журнале планируется представить результаты исследования челябинского болида, Иванова ответила: «Для подготовки публикации (неизвестно пока, в какой журнал) может понадобиться много времени, возможно, несколько месяцев, чтобы наиболее полно охарактеризовать вещество».
Другим важным источником информации по изучению челябинского метеорита являются свидетельства очевидцев. В конце минувшей недели при поддержке Комитета по метеоритам РАН инициативной группой астрономов-любителей был запущен специальный сайт chel-meteorit.youini.ru для анкетирования свидетелей падений осколков метеорита.
К настоящему моменту число опрошенных превысило 1500, что является рекордным значением в истории наблюдений метеоритов.
«Уже промежуточная обработка дала новые факты, что ускользнули от многочисленных фото- и видеокамер: несколько десятков независимых свидетелей указали, что во время полета болида они слышали шипение, часто сравнивая его с бенгальскими огнями, а более пятидесяти человек просто сообщили о звуках без подробного описания. Это было за несколько минут до прихода ударной волны, — сообщил «Газете.Ru» один из организаторов анкетирования, руководитель научных проектов обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий. — Так как звуковые волны не могут проходить расстояния в десятки километров за доли секунд, то у этого явления должна быть другая природа».
Таким образом, челябинский болид является так называемым «электрофонным болидом».
У явления электрофонного болида нет окончательно объяснения, да и вообще оно плохо изучено. Активно изучить это явление старался советский астроном Виталий Бронштэн, который подробно описывал его в своей книге «Метеоры, метеориты, метеороиды» и
«За более 1500 лет документально было зафиксировано не более 600 случаев наблюдения «звучащих» болидов.
Данное анкетирование сразу увеличивает данный список на 5–10%.
Есть надежда, что подробные описания звуков помогут нам описать явления, что возникают одновременно с полетом болида. Для этого нам нужны свидетельства очевидцев, которые еще не заполняли нашу анкету», — говорит Станислав Короткий, отметив, что данными исследованиями заинтересовались не только исследователи метеоров и метеоритов, но и специалисты, занимающиеся физикой атмосферы Земли.
Первичная обработка результатов анкетирования также позволила сделать ряд интересных и важных выводов. Так, подтверждение получил факт повышения температуры в районах, которые находились не далее 50 км от траектории пролета метеорита, что является первым столь массово засвидетельствованным в истории наблюдений подобных событий. Подробнее с результатами анкетирования можно ознакомиться из интерактивных карт, размещенных на сайте с анкетой.