Частные хедж-фонды (от англ. hedge — ограда, защита) — закрытые инвестиционные компании, управляемые «вручную» профессиональным менеджером, несущим персональную ответственность перед инвесторами, — привлекают к себе повышенное внимание в периоды экономического кризиса, как более надежный способ вложения средств и управления капиталом, на фоне бесконечных скандалов с открытыми паевыми и взаимными фондами с их запутанной системой регулирования, анонимным распределением ответственности (доходы менеджеров таких фондов часто не зависят от реальной прибыли, получаемой вкладчиками), сложным пакетным инвестированием и спекулятивной стратегией поведения на рынке, часто не принимающей в расчет реальное состояние экономики и ее отдельных отраслей.
Респектабельные хедж-фонды выглядят надежной финансовой гаванью, где, положившись на вникающих в нюансы профессионалов, можно переждать тяжелые времена, а не рисковать необходимым в надежде приобрести излишнее.
Действительно, руководство хедж-фондов, часто имеющих дело с «медленными» и непопулярными акциями компаний второго и третьего эшелона, как правило, более ответственно и с большим знанием дела распоряжается чужими деньгами, предпочитая инвестициям в биржевые индексы рутинную, «эксклюзивную» работу с менеджерами конкретных предприятий и компаний.
Не сказать, что репутация хедж-фондов так уж безупречна (достаточно вспомнить историю с обрушением английского фунта стерлингов, спровоцированного, как считают многие, спекуляциями соросовского хедж-фонда Quantum), часто они используются для ухода от налогов и запутывания контролирующих органов, но из-за лучшего качества управления, лучшей защищенности их капитала и более ответственного менеджмента с хедж-фондами связаны в последнее время повышенные ожидания на разогрев реального сектора мировой экономики.
Между тем результаты скрупулезного исследования биржевой статистики, собранной за 10 лет группой аналитиков из Университета Огайо, Университета Лугано (Швейцария), Швейцарского финансового института, Тулузской школы экономики и Университета Пенсильвании, могут подобные ожидания существенно подкорректировать.
Как выяснилось, хедж-фонды регулярно прибегают к хитроумным спекулятивным схемам с целью искусственно завысить показатели своей финансовой отчетности, чтобы выглядеть более привлекательными для инвесторов.
Авторы итоговой статьи, опубликованной в авторитетном Journal of Finance (с текстом статьи можно ознакомиться здесь), нашли неопровержимые свидетельства, что в последний день месяца или квартала, то есть перед составлением итоговой финансовой отчетности, некоторые хедж-фонды систематично поднимают цены на определенные акции, находящиеся в собственности фонда, за несколько минут до окончания биржевых торгов. На следующий день с началом торгов цены на акции обычно возвращаются к предыдущему значению, а инвесторы получают отчет с искусственно завышенной прибылью. В результате хедж-фонды выглядят более успешными, чем на самом деле, а инвесторы вместо реальной картины получают ложное представление о качестве управления их средствами.
Как показал анализ, в результате ценовых манипуляций акциями, большая часть которых находится во владении хедж-фондов, прибыль этих фондов в самом конце квартала возрастает в среднем на 0,3%.
Именно эта завышенная цифра попадает в ежеквартальные отчеты, хотя на следующий день большая часть так называемой прибыли бесследно рассасывается с обратным падением цен на акции. Впрочем, для экономики такие манипуляции бесследно не проходят, так как из-за искусственно завышенной отчетности хедж-фонды аккумулируют спекулятивный финансовый капитал «плохого качества», то есть не обеспеченный реальными успехами компаний, отмечают авторы статьи.
В 2001 году этой практикой, получившей название «накачка портфолио» (portfolio pumping), уже заинтересовался государственный регулятор в лице Комиссии по ценным бумагам и биржам, запретившей хедж-фондам проворачивать такие трюки. Однако, как показывает исследование, хедж-фонды не отказались от этой практики и последние 10 лет активно использовали «накачку» для увеличения своей капитализации, разработав хитроумные схемы маскировки. И лишь благодаря сложному анализу биржевой статистики, отчетов и данных по деятельности этих фондов независимым исследователям удалось поймать их за руку.
По словам авторов статьи, с точки зрения закона мгновенные и точно рассчитанные манипуляции ценой находятся в «серой зоне финансового рынка», поэтому контролировать эту деятельность довольно сложно, хотя и можно. Последнее зависит от политической воли регулирующих органов.
«Накачку портфолио» практикуют не все хедж-фонды.
К манипуляциям ценами прибегают, как правило, самые успешные из них с целью удержаться в топовой десятке самых эффективных фондов, те, кто уже почти вошел в эту десятку, но немного недотягивает, а также фонды, в управлении которых находится много медленных или неликвидных акций. «Крепкие середнячки» набивают себе цену реже, но если такой середнячок хотя бы раз прибегнул к «накачке», то он будет практиковать ее и дальше, тем более что потенциальный эффект от искусственно завышенной отчетности почти всегда перекрывает расходы, связанные с искусственным минутным завышением и естественным падением цены на следующее утро. Такие оперативные потери, по подсчетам университетских аналитиков, составляют в среднем менее 500 тысяч долларов — сумма по меркам хедж-фондов совершенно незначительная.