Группа исследователей из Чикагского университета открыла механизм, объясняющий, как насыщенные жирные кислоты, обильно представленные в современном рационе, в том числе в ресторанах быстрого питания, становятся причиной таких комплексных иммунных расстройств, как воспалительные заболевания кишечника, к которым, в частности, относятся и такие распространенные недуги, как гастрит (воспаление слизистой оболочки желудка) и колит (воспалительное заболевание внутренней оболочки толстого кишечника).
О своем открытии группа сообщила в статье, опубликованной в сегодняшнем номере Nature.
Хронические дисфункции пищеварения стали уже настолько общим местом, что фразой «что-то у меня гастрит пошаливает» уже никого не удивишь, хоть лет пятьдесят назад ее, скорей всего, просто не поняли бы. Между тем причина этой эпидемии остается непонятной. Конечно, речь должна идти не об одной причине, а о сложном взаимодействии разных факторов; некоторые из них даже временно объявляются «решающими» — как, например, генетическая предрасположенность или бактерия Helicobacter pylori, принесшая своим первооткрывателям Нобелевскую премию.
По прошествии некоторого времени от былой стопроцентной убежденности, однако, не остается и следа (не считая, конечно, растущей капитализации пары-тройки фармацевтических компаний).
Так, у подавляющего большинства инфицированных Helicobacter pylori вообще не наблюдается никаких воспалительных симптомов, при этом хронические воспаления кишечника могут развиваться и у тех, кто прошел курс «противоязвенных антибиотиков» (заметим, не дешевый). Сама по себе мало что объясняет и генетическая предрасположенность, которая у некоторых людей реализуется, а у некоторых почему-то нет.
Открытие, о котором сообщает Nature, более фундаментально, так как имеет дело с причинно-следственными связями более высокого уровня, по сравнению с которым тот же бактериальный фактор в виде Helicobacter pylori выглядит уже вторичным: ведь для его «запуска» нужен определенный благоприятный фон. А вот последний, чего и следовало, впрочем, ожидать, формируется диетой, которая, как выяснила чикагская группа, способна «перепрограммировать» микрофлору нашего кишечника. Материал в Nature описывает, как именно это происходит.
Согласно авторам, ответственность за это несут насыщенные жирные кислоты, в частности концентрированные жиры молочного происхождения, входящие в состав огромного числа блюд, хотя номенклатура насыщенных кислот, «перепрограммирующих» кишечник, только молочными и животными жирами, скорей всего, не ограничивается.
Как показали опыты над мышами, насыщенные жирные кислоты способны изменять состав кишечной микрофлоры, давая определенным бактериям устойчивое преимущество, что в конечном итоге нарушает тонкое перемирие, заключенное между иммунной системой хозяина и сложным «коктейлем» из бактерий-симбионтов, населяющих наши животы.
Иммунная система, распознав таких «выскочек», начинает их атаковать, запуская воспалительный процесс, который очень трудно выключить.
В первой серии экспериментов мышей с выключенным геном интерлейкина-10 (фактора, играющего большую роль в сдерживании иммунного ответа и поддержании «желудочного перемирия») попеременно держали на диете, богатой насыщенными и ненасыщенными жирными кислотами. Выяснилось, что при переходе на диету с высокой концентрацией в корме насыщенных жиров мыши начинали болеть колитом в три раза чаще (60% заболевших животных против 20%) и тяжелей.
Во второй серии исследователи вычислили, какая из бактерий, получая преимущество при повышенном содержании насыщенных жиров, запускала иммунный ответ и провоцировала воспалительный процесс в кишечнике. Такой бактерией оказалась Bilophila wadsworthia: при низкой концентрации насыщенных жиров ее доля в бактериальной микрофлоре была мизерной, почти неразличимой, а вот при повышенной доля Bilophila wadsworthia могла достигать 6% от общей популяции бактерий.
Отдельно был исследован механизм того, как это происходит.
Оказалось, что сами по себе насыщенные жирные кислоты интереса для бактерии не представляют. А вот специфические серосодержащие ферменты, входящие в состав желчи, воспринимаются Bilophila wadsworthia как очень вкусные. Молекулы насыщенных жирных кислот трудней расщепить, чем ненасыщенных, поэтому при повышении их концентрации печень начинает вырабатывать больше серосодержащих ферментов, чем обычно. Бактерия этим пользуется, размножается и провоцирует иммунную систему на запуск оборонительного механизма. Выяснилось также, что некоторые побочные продукты жизнедеятельности Bilophila wadsworthia только усугубляют воспалительный процесс, увеличивая проницаемость кишечных тканей для хозяйских иммунных клеток, что объясняет и более тяжелое протекание колита у животных, сидящих на фастфудовой диете.
Какое отношение все это имеет к человеческим гастритам и колитам?
Самое прямое: воспалительные заболевания кишечника у мышей и людей протекают по очень схожей схеме. Более того: повышенные концентрации Bilophila wadsworthia фиксируются и у людей при аппендиците, гастрите и других воспалительных дисфункциях пищеварения. Теперь же можно считать доказанным, что одной из основных причин таких дисфункций является питание с повышенным содержанием насыщенных жиров. А какие именно меню предлагают питаться именно так, напоминать, мы думаем, не стоит.